Пример работы психолога с клиентом. Он-лайн консультация (ведет Юлия Терехова).
Он-лайн консультация никогда не заменит консультации в живую, это очень ограниченный формат, но здесь вы можете немного познакомится с тем как я работаю и как примерно может выглядеть терапия.
В данном случае мы видим пример женщины, которая на пределе своих сил и возможностей пытается сохранить свою семью. Но та семья в которой она живет сейчас совсем уже не та семья, с которой начиналась ее семейная жизнь. Все очень поменялось и для того, чтобы оставаться сейчас в этих отношениях, ей приходится переступать через себя, свое душевное спокойствие, ей приходится жить в тревоге и постоянно сталкиваться с тем, что вызывает ее раздражение и неприязнь.
Ее внутренний конфликт между тем, чтобы сохранить семью и жить в дискомфортных для нее отношениях, настолько обострен, что она обращается за помощью к психологу и в процессе нашего исследования ей удается сделать выбор и определить для себя как именно она хотела бы жить.
Это очень не простое решение. В решениях, связанных с разводами, обычно не бывает хороших и легких решений, всегда трудно, всегда больно, к таким решениям люди обычно приходят, когда уже больше не видят никаких возможностей сохранить семью. Когда пройдена точка невозврата. В данном примере решение женщины связано с разводом, и я поддержала ее, я думаю, что ей очень нелегко, она сделала все, что могла, но не все зависит от нее – в отношениях участвуют двое. И они оба влияют на то возможно ли сохранить отношения или нет. В одиночку невозможно наладить отношения.
Бывают и другие случаи, когда люди хотят остаться в отношениях, когда отношения для них не являются столь отравляющими, как в предыдущем случае, и они готовы искать способы сохранять и налаживать свои отношения, ну и тогда мы работаем в этом направлении.
Ко мне обращаются много женщин, много пар – гетеросексуальных и гомосексуальных - и у всех, как правило, много обид друг на друга и разочарований, недопониманий, соревнований, им не удается сохранить тепло и близость своих отношениях, и даже наоборот они скорее становятся чужими людьми, объединенные общим жилищем. В процессе терапии мы* помогаем им услышать друг друга, рассказать о своих чувствах и переживаниях, помогаем встретиться друг с другом и вновь обрести уважение и связанность.
*(в парной терапии я работаю совместно с Марией Романцовой).
Елена:
«Здравствуйте, Юлия! Если вы не против, опишу свои проблемы в сообщении. Причина - я слишком стеснительна, не хочу чтобы кто-то из знакомых узнал про мои личные проблемы. Мне 34. У меня не складываются отношения в семье».
Терехова Юлия – психолог:
«Да, Елена, пишите».
Елена:
«Спасибо. Мои проблема в том, что муж пьет. А как напьется, пристает и ругается. Да так, что у меня терпение заканчивается и я ухожу от него к своим родителям с двумя нашими детьми. Сейчас такой период. Уже месяц живем раздельно.
Знаю, что он не изменится никогда. Мы не враги, видимся каждый день. Он по мне скучает. Но если я вернусь, все повторится».
Терехова Юлия – психолог:
«Елена, и в чем ваш вопрос?»
Елена:
«Как мне быть? Решиться на развод или сохранить семью? Если семья, как жить с ним и сохранять самообладание, не переживать по поводу его обидных слов».
Терехова Юлия – психолог:
«А вы пробовали с ним разговаривать по поводу его злоупотребления алкоголем»?
Елена:
«Конечно, и не раз! Он обещает, что больше не будет, извиняется, но потом все повторяется снова».
Терехова Юлия – психолог:
«Возвращаясь к вашим словам про сохранение семьи, хочу поделится своим впечатлением от этих слов. Для меня это слышится похожим на: "как так задавить и сломать себя, чтобы я все-таки смогла жить с этим человеком».
Елена:
«Юлия, вы совершенно правы в своей оценке. В точку».
Терехова Юлия – психолог:
«Кажется, что вы хотите сломать или свернуть в какой-то узел что-то живое и очень ценное – себя. А правда ли вам нужно это делать»?
Елена:
«Каждый раз я ухожу навсегда. И возвращаюсь перешагнув через себя».
Терехова Юлия – психолог:
«А что вас заставляет перешагивать через себя»?
Елена:
«Боязнь одиночества. Не могу отпустить прошлое, то что связывает меня с мужем. Не могу решиться на новую жизнь».
Терехова Юлия – психолог:
«Мне очень понятен ваш страх. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем. Что страшного в новой жизни»?
Елена:
«Я ее просто не представляю».
Терехова Юлия – психолог:
Попытайтесь мне все-таки ответить на вопрос. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем? Это важно.
Елена:
«Юлия, я мечтала с детства о дружной семье. И мне жалко себя за свою несбывшуюся мечту. Мне кажется, пока я не развелась, ещё не все потеряно, а расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту. Новые связи меня пугают.
А с мужем я начала дружить еще с 17 лет. Поженились когда мне было 25. Двое детей.
В перспективе: я с мужем развожусь, мы делим имущество, надо будет постараться, чтобы у меня было жилье, где я смогу жить с детьми и мы спокойно живем в этом доме - я и мои дети. Эти мысли у меня вызывают улыбку».
Терехова Юлия - психолог
«Елена, вы писали: «расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту», - а правда ли, что с ним вы сможете построить ту дружную семью, о которой так мечтали? Можно ли ее построить с этим конкретным человеком?
И про несбывшуюся мечту, это, правда, очень и очень грустно. Но пока для вас она похоже не сбылась.
Вы пишите, что вы улыбаетесь - для меня это сигнал о том, что это то, что для вас хорошо и правильно сейчас. И мне очень радостно за вас, потому что сейчас вы такая, какая вы есть и не насилуете и не переступаете через себя».
Елена:
«Нет, с ним нет. Если не получилось, не знаю со скольких попыток, то уже не получится.
Возможно, это была моя вина, что мы так и не смогли стать равными. Как бы правильней выразиться. Его коробило, что он без высшего образования, пьющая мать, хотя я никогда не упоминала эти вещи как его недостатки - это для меня непринципиально. Он решил принизить меня, вместо того, чтобы работать над собой. Это замкнутый круг. Взаимные обиды и обвинения».
Терехова Юлия – психолог:
«Из того, что вы пишите, я поняла так, что это он, а не вы, не признавал вашего равенства. Елена, скажите, удалось ли вам что-то прояснить для себя»?
Елена:
«Да, Юлия, я понимаю, что насилование себя к хорошему не приведет, я не смогу жить с ним через силу.
По правде говоря, я торможу свою жизнь уже несколько лет. Жду, что кто-то решит мои проблемы для меня, за меня. Это уже вошло в привычку, когда возникает проблема, я успокаиваю себя тем, что пройдет время и все уляжется. Хотя самой уже надоела такая позиция, моя жизнь протекает без моего участия.
Я очень благодарна Вам за то, что Вы меня выслушали и расставили акценты. Вы - хороший психолог, очень тонко чувствуете совершенно незнакомого человека. Я уже не делюсь со своими родными и близкими своими переживаниями, чтобы лишний раз их не беспокоить».
Вот приблизительно так выглядит индивидуальная консультация. Конечно, хочу еще раз подчеркнуть, что при личной встрече можно глубже разобрать важные и интересующие темы, исследовать реакции и отношение к чему-либо, а также узнать, что с чем связано и на чем основано.
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ОТ ДИАГНОСТИКИ К ПУТЯМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
1. Описание ребенка – Анна К.
Возраст 11, пол — женский, класс – 5»А».
Состав семьи: отец, мать, дочь 16 лет и дочь 11 лет.
Социальное положение — высокое.
Основная проблема: обостренное протекание возрастного кризиса.
Эта проблема проявляется в поведении ребенка в форме конфликтов с одноклассниками.
2. Инициатива встречи.
Родитель пришел сам и сформулировал причину встречи так: «Девочка подросла и начались конфликты со сверстниками. Дома конфликтов нет. Она ранимая, не жадная. Есть сестра, с которой ругаются, а потом мирятся».
3 . Помещение, где проводилась консультация — отдельный кабинет, со столом у окна. У стола – стул и стул перед столом. Психолог и родитель сидели на стульях у стола. Расстояние между ними около 70-80 см
4. Описание консультации.
Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены учебные успехи ребенка.
Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.
По завершении рассказа родительницы, ей был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).
Затем был произведен анализ содержания проблемы. Затруднение заключалось в возникших конфликтах с одноклассниками, чего раньше не было, так как девочка спокойная, «взрослее своих лет». Родительница узнала о том, что дочь не все говорит о происходящем с ней в школе. Обратилась к психологу, так как стали поступать жалобы от классного руководителя на поведение дочери, и она сама чувствует, что ей с дочкой стало труднее общаться.
Возникла эта ситуация в начале этого учебного года, когда Аня перешла в 5 класс. Локус жалобы: наибольшую трудность клиент обозначил как «она меня не слышит».
Самодиагноз: мама связывает проблемы с тяжелой адаптацией к новой школе при поступлении в нее в 4 классе, когда девочка была «новенькой» и часто терпела издевки от некоторых девочек из этого класса.
Первичная формулировка проблемы и запроса – ребенок иногда не слышит того, что требует от него мать, девочка стала более агрессивно себя вести по отношению к некоторым одноклассникам.
Аналитическая ступень. Родительнице было разъяснено, что описанные им трудности могут быть вызваны различными причинами и следующим шагом работы станет выявление этих причин. В конце встречи клиенту было предложено встретиться через несколько дней, провести диагностику отношения родителя к подростку и подростка к родителю (методика «Неоконченные предложения»), наблюдение за девочкой в течение следующей недели, встреча и беседа с ней, а также итоговая встреча по завершении этих мероприятий с родительницей.
Волнующая клиента проблема могла быть вызвана следующими факторами: ребенок не удовлетворен характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми (некоторые одноклассники и некоторые члены семьи). В результате консультации мной была выдвинута диагностическая гипотеза о неверных представлениях родительницы о закономерностях детского развития и неэффективных способах взаимодействия с ребенком. Родительнице было предложено ознакомиться с особенностями адаптации при переходе в 5 класс, а также об особенностях подросткового возраста.
Организационная ступень. В работе с подростком и родительницей была использована методика «Неоконченные предложения для родителей и подростков» (см. Приложение 1, 2), диагностическая встреча с подростком, наблюдение за поведением девочки в школе, беседа с ее классным руководителем.
Далее происходило обсуждение результатов диагностического этапа, на котором клиент сформулировал новый запрос – как правильно общаться с младшей дочерью? В ходе встречи была использована техника информирования, цель которой – повышение психологической компетентности клиента (особенности подросткового возраста). Также были использована техника рекомендации. Рекомендации были сформулированы в форме правил общения с подростком (см. Приложение 3).
Приложение 1
Родитель о подростке |
Подросток о маме |
Сходство в восприятии друг друга |
|
«Открытая» |
«хочу, чтобы у нее в жизни все получилось», «хочет быть лидером», «любит быть первой» |
«думает обо мне», «очень вспыльчивая и немного «психованная»», «бывает расстроена» |
Дочь не всегда понимает причины эмоций мамы |
Сравни-тельная оценка |
«взрослее своих лет», «.. ведет себя скованно, если видит в чем-то преимущество у сверстника» |
«добрей, больше для меня что-то делает, уважает меня…настолько, будто … «Президента»», «начинает вести себя совсем по- другому» (требовательно и строго, если находятся на людях -прим.) |
Есть взаимопони-мание, и все же дочь не понимает «перемены» в поведении мамы при посторонних |
Значимые характе-ристики |
«доброта», «театральное мастерство» |
«умная и справедливая (иногда не очень, по моему мнению)», «самая, самая, самая, самая Лучшая» |
|
Позитивные особенности |
«слушает меня и понимает», « доброта по отношению к родным, сочувствие» |
«не болеет и… все получается, и когда мы не ссоримся», «ее доброта ко мне, …Все (нравиться – прим.)» |
|
Идеальные ожидания |
« была счастлива», «достигла своей цели», «больше занималась спортом», «хорошо учиться» |
«больше уделяла мне внимания, скорее лучше ко мне относилась», « сняться в каком-то фильме», «стала поспокойней», «достаточно строгая» |
|
Возможные страхи, опасения |
«растерянность, излишнее доверие к людям, несдержанность, ревность к сестре», «может что-то случиться (заболеет)», « все было хорошо, понимания» |
«немного раздражительная», «я могу где-то потеряться и «разбить» маме и папе сердце», «у мамы никогда не болела спинка и все остальное» |
|
Реальные требования |
«больше внимания чтению», «иногда грубо мне отвечать (спокойно отвечала)» |
«уделяла внимание мне и когда я занимаюсь модельным или театральным она относилась к этому серьезно (интересоваться ходом ее занятий и успехами в них, разговаривать с этими педагогами- прим.) », «перестала кричать» |
Акцент на взаимном столкновении при выражении негативных эмоций, требование со стороны дочери интереса к ее деятельности |
Причины трудностей |
«меня не слышит», «когда она долго смотрит фильмы», «нерешительность и рассеянность» |
«у меня что-то не получается», « иногда, если мне кажется, что она любит мою сестру больше, чем меня», «стать поспокой-ней» |
Ревность к сестре, потребность в более терпеливом и менее экспрессив-ном отношении к дочери; мать хотела бы видеть подростка более сговорчивым и послушным. |
стические данные |
«не была обделена вниманием», «была более активной», «переход в 4 класс» |
«всегда надо мной подшучивали, смеялись и любили», «она нравилась многим мальчикам, не грубила моей бабушке…хорошо училась» |
|
Интересы, предпочте-ния |
«театрально мастерство, модельное агентство, очень любит читать стихи», «готовить, принимать друзей, когда ей уделяют много внимания, похвалу», «согласиться со мной, хотя не сразу» |
«моя учеба и настроение», «у меня все получается», «чтобы у нас все было хорошо с Машкой и уехать, когда я выйду замуж вместе со мной в Париж» |
|
действие |
«делать то, что нам обоим нравиться», «очень близки в отношениях», «хорошее» |
«в согласии», «как настоящие «не разлей вода подруги» и как маленькие дети, которые постоянно играются между собой», « очень хорошие, иногда бывает мы с ней сильно ссоримся, но всегда есть HAPPY END(придумала вчера после сильной ссоры)» |
Приложение 3
ПРОБЛЕМА — «Мой ребенок меня не СЛЫШИТ».
Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».
Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо — как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, — и… ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.
Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).
Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.
Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас — этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.
Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения — установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.
Я очень редко провожу консультации по переписке. Но изредка случаются этакие спонтанные консультации, которые не были запланированы, а просто получились, потому что клиент заскочил задать пару вопросов, а у меня было хорошее творческое настроение, немного свободного времени и желание разобраться получше…. и понеслось…. Пару таких консультаций я выложу сюда с позволения людей с которыми я работал, чтобы было понятнее, а как оно вообще бывает.
Сразу хочу оговориться, что здесь не вся консультация, а только ее часть. Сама работа потребовала гораздо больше времени, которое ушло на сбор информации, попытки работы через другую технику, а также обсуждение и проверку результата после. Все это я обрезал и выкладываю здесь только основную часть.
Консультация:
Т: чего сейчас боишься может произойти?
К:
у меня такое чувство, что в свои 34 я как новорожденный, и это видно со стороны
не знаю куда податься
т.е. реальный опыт, знания - многое есть
а все равно туплю
ну и какая то неудовлетворенность собою
не могу разобрать
пока не могу
Т:
ок. что ты ощущаешь, когда недостаточно взрослый?
или выглядишь недостаточно…
К: предвзятое отношение к себе, неуважение
Т:
что за ощущение?
где в теле?
или не в теле?
на что похоже?
каким ты себя при этом чувствуешь?
К:
что то сзади, за затылком
как будто держит за шкирку
маленьким
“не лезь”, ты еще маленький
“чего туда лезешь” и т.д.
что это за техника? мне надо самому поковырять
Т:
представь того, кто к тебе так относится на пустом стуле
а потом скажи ему, что ты не маленький, ты взрослый
и продолжай твердить, что ты взрослый, тебе тридцать с чем-то
может захотеться поорать на него
попробуй
К: да у меня сегодня была похожая ситуация, но не получилось прогнуть чувака под себя
Т:
да чувак там не при чем
сделай упражнение
это что-то из прошлого
К: я понял
Т:
осталось что-то залипшее
нужно его выпустить
бывает хочется покричать, побить, пнуть ногой и т.д.
К: странно, мне нехочется его обижать
Т: а что хочется?
К: есть только одно желяние - сказать КАК ТО так, чтобы понял
Т: скажи
К:
но именно сказать, уверенно и спокойно
чтобы тот понял, что я нифига не шучу
Т:
можешь даже спросить, почему он к тебе так относится
и еще вопрос: а кто тебя сзади держит?
обернись и посмотри
К:
не вижу
чувствую руку
Т:
чья это рука?
что ты ощущаешь по отношению к ней?
К:
хочу чтоб отвязалась
отпустила
Т: так повернись и скажи ей: “я уже взрослый, катись к черту”
К: _
Т:
громко и уверенно
и повторяй, пока что-то не изменится
К:
ок, понял
эх, судя по всему еще чистить и чистить
пойду заниматься
Т:
так ты не сделал?
только понял?
когда собираешься сделать?
я хотел чтобы ты сейчас сделал
К:
блин
руке сказал
Т: и?
К:
отпустила, не держит
но я ее чувствую
Т: а еще можно сделать следующее: отойти в сторону и посмотреть на того, кого держала эта рука. как он выглядит?
К:
малого испуганного
..цепляет.. меня
Т:
а теперь наблюдая со стороны начни делать его больше
делай его взрослее
и смотри что происходит
К:
у меня картинка всплыла
что это мать меня держит, не давая подойти к взрослым, которые меня как-то испугали
Т: скажи матери, что уже можно не держать
К: я отбиваюсь от матери, что бы отпустила, хочу подбежать и стукнуть взрослых
К: ..колбасит..
Т:
стукни их
можешь побить их если хочешь
физически
пока не выпустишь всю агрессию
а матери скажи, что можно уже не держать, что ты взрослый
она поймет
К:
все
я малым защищал ее от отца бухого, а она меня защищала, чтоб тот не ударил
у меня это часто было
и в детстве, и позже, в подростковом
Т:
ясно. а что сейчас?
какие ощущения?
какой образ?
К:
спокойствие, у меня сейчас такое часто
осознаю, и сразу же спокоствие
Т:
хорошо. а подумай о том, как ты будешь взаимодействовать с людьми?
что-то изменилось?
К: уверенность
Т:
хорошо
скажи, а вырос тот парень?
К:
и свобода
да, подрос
там были отец, и его друзья, все пьяные, а мать их из дому выгоняла
все нарисовалось, мда
Т: если этот парень вырос до твоего возраста, то хорошо бы его принять в себя, стать с ним одним целым
К: да, так и сделал
Т: отлично, молодец