Народная игра во 2 младшей группе картотека. По поповой полосе. Игры для средней группы

Народная игра во 2 младшей группе картотека. По поповой полосе. Игры для средней группы


Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков .

Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем

Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры . Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Игра «Снег, снег кружится…»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.

Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

Бегать, подпрыгивать на двух ногах;

Игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал .

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .

Цель: Развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки, когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети-мыщки выползают из своих норок.

«Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам

По камешкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом-здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом-на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).

«Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

«Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

«Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

«Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Ход игры: Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

«Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

«Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

«Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей!

(Бегут под зонтик)

"Метелица"

Цель: Доставить радость детям веселой игрой

Ход игры: Играющие встают в круг и, не сходя с места, начинают кружиться, напевая:

Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится-

Тот заметелится!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры выходит. Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает.

Русская народная потешка «Где вы были?»

Дети ведут диалог с педагогом.

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили. Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, работали?

Дети: Мы грибочки собирали. Приседают и

Воспитатель: А вы глазки помогали? «собирают грибы».

Дети:

Мы искали да смотрели, Смотрят из- под

Все пенечки оглядели. руки, поворачиваясь

вправо и влево.

Вот и Ванюшка с грибком, Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком! кулак и прикрывают ег

сверху ладонью другой.

«Зайка шел»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Кружок»

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

«Снежок»

Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу.

Ход игры: дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

«Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания взрослого:

Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!

- Гуси, гуси!

(дети: «га-га-га!»)

Есть хотите?

(«Да-да-да!»)

Хлеба с маслом?

(«Нет!!!»)

А чего же вам?

(«Конфет!!!»)

Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

«Летает - не летает»

Цель: Развивать внимание, фантазию

Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

«Зайки»

Цель: развивать быстроту

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! -

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

«Зайка»

Цель: Учить детей передавать настроение, вызывать радость.

Ход игры:

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

«Кот Васька»

Цель: развивать быстроту, расширять словарный запас.

ХОД ИГРЫ: Дети (мышки) сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота, он прогуливается перед "мышками" (идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает).

Взрослый и дети поют:

- Ходит Васька беленький, хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой, он бежит стрелой!

("Кот" бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, "засыпает

Взрослый поет:

Глазки закрываются. Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

( Одна "мышка" идет посмотреть, спит ли "котик". Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других "мышек". "Мышки" подбегают и скребут по стулу, где "спит котик".)

Взрослый говорит:

- Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот -

Разогнал весь хоровод!

(Русская народная песенка)

"Кот" догоняет "мышек", а они убегают от него.

«Козлик»

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком»

Ход игры: Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

«Паучок»

С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют .

Паучок садится в центр круга на корточки.

Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

- Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)

После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

«Каравай»

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

«Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

«Дубок»

Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения: У нас рос дубок вот таков, вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его - вот так глубок, вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его - вот так высоки, вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его - вот так широки, вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

«Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

«Ручеек».

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор и двигается в перед. Он берет понравившегося ему человека за руку. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок – новый водящий.

Образовательный процесс в ДОУ направлен на всесторонне развитие ребёнка, поэтому физическому становлению маленького воспитанника уделяется так же много внимания, как и интеллектуальному. Одним из средств приобщить малышей к физической культуре, а также помочь социализироваться являются подвижные игры. Тем более, если речь идёт о воспитанниках второй младшей группы (3–4 года), которые только учатся взаимодействовать в коллективе. Поэтому педагогу очень важно методически грамотно подходить к подготовке игр подвижного характера.

Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами

Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:

  • способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
  • укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
  • формирует навык следовать условиям игры;
  • стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.

Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:

Виды подвижных игр

Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.

  1. На отработку бега и прыжков. К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
  2. На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
  3. На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
  4. На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
  5. На имитацию.
  6. На тренировку навыка лазанья.
  7. С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
  8. На развитие остроты внимания.

Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:


Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:

  • физкультуре;
  • музыкальном занятии;
  • хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).

Приёмы

Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.

Словесные

В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.


Наглядные

Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:


Практические

Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.

Правила организации подвижных забав во второй младшей группе

  1. Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.

    Подвижные игры на улице проводятся в любое время года

  2. По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
  3. В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр. При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
  4. Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
  5. Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
  6. На улице игры проводятся сразу же после выхода.
  7. Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать. Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
  8. Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
  9. Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
  10. Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
  11. В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
  12. В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения. К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
  13. Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
  14. Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
  15. Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.

    Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем

  16. Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
  17. При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли. При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал. Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
  18. Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание - сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
  19. Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.

Картотека подвижных игр по развитию разных навыков

Если проведение дидактических игр идёт по принципу соответствия лексической теме, то подвижные забавы группируются по:

  • отрабатываемому физическому навыку;
  • совокупности реализации поставленных задач в одном комплексе;
  • теме (принцип аналогичный для дидактических игр).

При этом необходимо учитывать тот факт, что последний принцип - наименее продуктивный, так как сюжеты подвижных игр легко могут трансформироваться из одной лексической темы в другую. Например, забава «Курочка и цыплята» при рассмотрении темы «Домашние животные» может легко стать «Пингвином и пингвинятами» при работе с темой «Животные Севера».

На улице нужно стараться выбирать такие игры, в которых есть возможность обыграть объекты спортивной площадки

Наиболее удобной и универсальной является классификация по принципу отрабатываемого умения.

Бег, прыжки

  1. «Самолёты». С помощью этой игры дети тренируют бег в разных направлениях, не сталкиваясь с партнёрами, обучаются внимательному прослушиванию инструкции, а также быстрой реакции по сигналу менять характер движения. Условия: педагог показывает движения, имитирующие готовность самолёта к полёту, запуск мотора (вращательные движения руками впереди себя с произнесением звука «Р-р-р»), полёт (бег с расставленными в стороны руками) и «приземление» на посадку (на скамейку). Дети повторяют весь комплекс, слушая инструкции педагога.
  2. «Солнышко и дождик». Цели игры аналогичны тем, что описаны в предыдущей забаве. Условия: педагог отмечает на площадке черту, за которой дети присаживаются на корточки. По сигналу: «Солнышко на небе, можно идти гулять», дети бегают по площадке. После слов: «Дождик!» срочно возвращаются на свои места.

Во второй младшей группе основным элементом игр является бег, прыжки включаются редко

Ориентирование в пространстве

  1. «Воробушки и автомобиль». Эта игра помогает детям отработать бег в разных направлениях, навык начинать и менять движение по сигналу водящего. Условия: дети - это «воробушки», которые сидят на скамейке «в гнёздышке». Взрослый изображает автомобиль. На слова: «Летите, воробушки», малыши разбегаются, а по сигналу: «Автомобиль едет, летите все в гнездо!», быстро добегают до своих мест на скамейке.
  2. «Птичка и птенчики» («Курочка и цыплята»). Цели: координировать свои движения со словами водящего, учиться бегать врассыпную, не цепляя друг друга. Условия: водящий назначает себя «птичкой», собирает вокруг себя в границы нарисованного круга «птенчиков» - всех ребят. По сигналу малыши разбегаются из круга и так же по сигналу возвращаются обратно. Как вариант этих же игровых действий, можно проводить игру «Найди свой домик» или «Скворечники». Условия последней чуть усложняются: скворцами назначаются все дети, а вот гнёзда рисуются лишь на половину участников, поэтому кто не успел по сигналу занять своё место считается проигравшим.
  3. «Лохматый пёс». К уже обозначенным в предыдущих играх этой группы целям, добавляется ещё одна: не попасться ловящему. Условия: на одной стороне площадки лежит «пёс», на другой - крадущиеся к нему дети. Воспитатель иллюстрирует это передвижение словами о том, что собака-то лежит спокойно, но что же будет, если её разбудить. И тут «пёс» просыпается, начинает лаять. Дети возвращаются на места, а собака старается по пути их схватить. Тот, кому убежать не удалось, становится псом.

Подвижные игры можно дополнить элементарными костюмами или масками

Развитие чувства равновесия

  1. «Держу платок». Цели: тренировать равновесие и отрабатывать навык выполнения движений по сигналу. Условия: малыши кладут на руку (или другую часть тела) платок и, выполняя разные движения, удерживают его в исходном положении.
  2. «Паркуем автомобиль». Цель: отрабатывать ходьбу вперёд спиной. Воспитатель предлагает всем детям стать автомобилями, которые нужно припарковать. Для этого каждый малыш, следуя указаниям водящего относительно направления движения («влево», «вправо», «поворот»), паркует «машину».

Навык имитации

  1. «Пузырь». Игра побуждает ребят действовать в соответствии со словами сюжета, учит согласовывать свои движения с движениями других участников, развивает навык подражания и поощряет инициативу малышей. Условия: воспитатель и дети, взявшись за руки, делают круг. Затем водящий 2–3 раза говорит: «Надувайся, пузырь, да не лопайся», участники хоровода расходятся всё шире и шире, а на слова: «Вот и лопнул пузырь!» дети размыкают руки, произнося звук: «Ш-ш-ш».
  2. «Васька кот». Цели этой игры идентичные предыдущей. Ребёнок-кот ходит по площадке, мурлыкает. Рядом возятся котята. И вот Васька засыпает, малыши бегут к нему, случайно будят, а затем разбегаются по «домикам»-своим стульям.
  3. «Ножки». Целью этой игры является отработка навыка повторения действий заводящим. Условия: воспитатель показывает бег на месте в разном темпе, дети повторяют, а затем говорит: «В ямку - бух», - и дети прыгают в длину.

Игры на имитацию благодаря незамысловатому сюжету и простоте движений можно проводить в качестве физкультминутки

Развитие ловкости

«Кролики». Цели: тренировать прыжки вперёд на двух ногах, отрабатывать навык подлазить под натянутую преграду-верёвку. Условия: малыши располагаются в «клетке» - за верёвкой, натянутой на высоте 40–50 см от пола. После слов водящего: «Скок на лужок» дети подлезают под преграду и прыгают «на лужайке». По сигналу: «Сторож!» так же возвращаются обратно в «клетки».

Навык лазанья

Во второй младшей группе, как и в первой, игры на отработку навыка лазанья проводятся у шведской стенки. Например, забава «Обезьянки», по условиям которой малышам необходимо забраться по гимнастической стенке на 3–4 ступени.

Во второй младшей группе навык лазанья и ловкость отрабатывается ещё и на полосе препятствий

Развитие внимания

  1. «Листопад». Целями проведения этой игры является обучение малышей двигаться под рифмованные строчки. Условия: детки берут у руки осенние листья, и под слова воспитателя машут ими в разные стороны, кружатся, приседают, а затем кладут листья на землю рядом с собой.
  2. «Покажи правильно». Цели: учить малышей внимательно слушать водящего, координировать движения со словами. Условия: воспитатель называет части тела, до которых дети должны дотронуться, но при этом сам взрослый касается не тех, что называет. Дети должны сориентироваться и указать правильно.
  3. «Кто дальше бросит мяч». Цель: следить за направлением предметов. Дети бросают мячи, запоминают их расположение, а затем бегут к ним и сами или с помощью воспитателя определяют, кто лучше бросает, а кто хуже.

Это интересно. Ряд методистов выделяет отдельную группу игр, направленную на релаксацию малышей после физических нагрузок. К таким относится, например, «Найди зайчонка» («Найди зайку»). Суть правил сводится к тому, что педагог прячет игрушку - зайчика, а дети, спокойно передвигаясь по группе, его ищут. Некоторые педагоги подобные игры относят к забавам на внимательность.

В качестве атрибута для игр может выступать природный материал, например, осенние листья

Временной план и проведение игры

Во второй младшей группе игра длится до 10 минут и включает проработку пяти этапов.


Таблица: пример конспекта подвижной игры «Волк и Заяц» во второй младшей группе

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришёл зайка. Он невесёлый. Спросим у зайки, что случилось?
Воспитатель спрашивает у зайки, что случилось, почему он грустный, невесёлый?
Воспитатель: Ребята, зайка мне сказал, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте подружимся с зайкой и поиграем. Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила игры, что нельзя делать?
Ответы детей (нельзя кричать, толкаться во время игры)
Знакомство с правилами У каждого зайчика будут свой домик, это стульчик. Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.
В игре используется текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Игра Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.
Указания к проведению. Ребёнок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от места, где сидят дети. Затем ребёнок, исполняющий роль волка, выбегает и ловит детей - зайчиков. (игра повторяется несколько раз).
Усложнение Волка располагаем ближе к детям-зайцам.
Заключительный этап Ребята, посмотрите, зайка стал весёлый, ему понравилось играть с вами, но ему уже пора возвращаться к себе в лес.
А вам, ребята, понравилась игра?
Молодцы!

Видео: подвижная игра «Лохматый пёс» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=LW991tPxybw Video can’t be loaded: Подвижная игра «Лохматый пес» во второй младшей группе (https://youtube.com/watch?v=LW991tPxybw)

Видео: подвижная игра «Мы топаем ногами»

https://youtube.com/watch?v=wT3PtWQVSpk Video can’t be loaded: Подвижная игра «Мы топаем ногами» (https://youtube.com/watch?v=wT3PtWQVSpk)

Как проанализировать подвижную игру

Любой этап образовательной деятельности в ДОУ подвергается анализу, который проводят коллеги, методисты, и самоанализу, который составляется самим воспитателем. Первый необходим для оценки уровня методической компетентности педагога, а второй для выявления и исправления ошибок в организации и проведении подвижных игр с детьми. Эти разборы в контексте игровой активности проводятся по одному алгоритму.

Чем больше детей заинтересовано игрой, тем более успешным будет анализ проведения забавы

Схема разбора

  1. Час начала игровой деятельности.
  2. Сколько детей принимало участие.
  3. Соответствуют ли цели и задачи возрастной категории.
  4. Кто инициировал игру. В младших группах в этой роли всегда выступает педагог.
  5. Какие мотивационные приёмы использовались в начале.
  6. Насколько логично были изложены правила игры. А также были ли указания относительно расположения всех игроков, необходимых атрибутов.
  7. Насколько понятны правила для детей. В случае нарушений, описать причины.
  8. Уровень подготовки атрибутов (особенно важно, если они были выполнены вручную).
  9. Как распределялись роли в игре: педагог назначал или выбирали водящего и др. считалочками.
  10. Насколько малыши готовы к сотрудничеству (помогают ли друг другу, терпимы ли к ошибкам товарищей).
  11. На каком уровне у детей развиты быстрота движений, ловкость, выносливость.
  12. Как оценивается роль воспитателя в игре (логичность рекомендаций в процессе игровой деятельности, насколько часто уходит в образ наблюдателя).
  13. Как проводится подведение итогов (хвалит ли педагог малышей, выделяет ли отличившихся).
  14. Как долго длилась игра и сколько раз была повторена.

Подвижные игры занимают особое место в учебно-воспитательной работе ДОУ, так как направлены на реализацию целей, касающихся сохранения здоровья и физического развития малышей. Однако проведение игр с воспитанниками младшей группы, учитывая их возрастные особенности, требует от педагога доскональных знаний методики подготовки такого рода забав. Начиная от видовой классификации и заканчивая распределением времени между всеми этапами проведения.

Поделитесь с друзьями!

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм - особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.

Что такое народные игры

Народные игры - уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции - источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Существует известное высказывание, ставшее народным: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Л. А. Лямина

Народные игры в детском саду. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек

Цели, задачи и принципы работы с народными играми

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:

  1. Расширение культурных границ.
  2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
  3. Развитие памяти, речи, воображения.
  4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:

  • пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
  • развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
  • развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
  • воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

  1. Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
  2. Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
  3. Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (например, пересказ действий ведущего в игре «Дятел»).
  4. Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).

Правила проведения игр

На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:


Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

  1. По сюжетной тематике. Для младших групп - игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы - с отношением к природе. Для старшей и подготовительной - с бытовыми темами.
  2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
  3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
  4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России, то есть:

  • русские;
  • башкирские;
  • татарские;
  • чувашские и пр.

А также игры отличаются принципом проведения:


Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы - сидячие, игры с диалогом.

Подготовка к игре

Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности - реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны:

  • системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
  • универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).

Структура игровой среды

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:


Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для малышей.

Наглядный материал

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:


Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего - предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

Как и любой элемент образовательной системы, игры должны быть тщательно спланированы и грамотно вплетены в общую канву занятий. Они могут использоваться как:


Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

  1. Введение в правила игры - 1–2 минуты.
  2. Выбор ведущего - 1–2 минуты.
  3. Игра - 2–4 минуты.
  4. Подведение итогов - 1 минута.

Таблица: пример конспекта по игре «Селезень»

Название «Селезень»
Общая характеристика Эта игра уместна при изучении перелётных птиц в средней и старшей группах.
  • Селезень утку догонял,
    Молодой утку загонял:
    «Ходи, утица, домой,
    Ходи, серая, домой!»
Правила игры
  1. Выбираем селезня и уточку.
  2. Становимся в круг, идём, держась за руки, и поём (текст песни см. выше).
  3. Селезень ходит по часовой стрелке, уточка - против.
  4. Когда заканчивается песня, селезень ловит уточку, а поймав, приводит в круг и целует.
Введение Озвучивание правил игры (1–2 минуты): педагог объясняет правила, спрашивает, все ли их поняли.
Основная часть Игровая деятельность (3–4 минуты): собственно игровой процесс.
Заключительная часть Подведение итогов (1–2 минуты): педагог хвалит детей, спрашивает, понравилось ли им играть и т. д.

Картотека народных забав

Определяющим фактором выбора забавы является возраст детей, поэтому и картотеку игр уместно организовать по этому принципу.

Игры для первой младшей группы

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.

«У бабушки Маланьи»

Инструкция:

Дети повторяют движения ведущего-воспитателя, которые иллюстрируют стихотворение.

  • У Маланьи, у старушки,
    Жили в маленькой избушке
    Семь сыновей,
    Семь дочерей,
    Все без бровей,
    С вот такими вот носами,
    (показывают жестами)
    С вот такими бородами,
    Все они сидели,
    Ничего не ели,
    Делали вот так…
    (воспроизводят действия, показанные Ведущим).

«Ручеёк»

Инструкция:

  1. Дети становятся парами (желательно мальчик с девочкой).
  2. Тот, кому пара не досталась, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра.
  3. Новая пара становится в конец ручейка.
  4. Оставшийся одиночка таким же образом ищет пару себе.

В народные игры можно играть на улице

«Салки»

Инструкция:

  1. Считалочкой выбирается ведущий.
  2. По его команде игроки разбегаются.
  3. Салка догоняет одного и осаливает.
  4. Это участник теперь становится ведущим.

Игры для второй младшей группы

Во второй младшей группе сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с первой.

«Дай платочек»

Родиной этой игры является Азербайджан.

Инструкция:

  1. Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги напротив друг друга.
  2. Руки заводят за спину.
  3. Выбранные капитаны берут платочек и, обойдя своих игроков сзади, кладут одному в руки платок.
  4. Воспитатель даёт сигнал: «Дай платок!», и те, у кого он оказался в руках, должны сделать это так быстро, как только можно.
  5. Тот, кто оказался первым, зарабатывает балл для команды.

«Чурилки»

  • Трынцы-брынцы бубенцы,
    Позолочены концы.
    Кто на бубенцах играет -
    Того жмурка не поймает!

Инструкция:

  1. Выбираем двоих ребят, одному на глаза повязываем платок, а второму даём бубенцы.
  2. Остальные становятся в круг и поют. Ребёнок с бубенцами звонит в инструмент, ходит в круге.
  3. Игрок с повязкой на глазах пытается его поймать.
  4. Когда музыкант пойман, пару меняем.

Это интересно: чурилки - производное от слова «чур».

«Дятел» (забава на улице)

  • Ходит дятел по пашнице,
    Ищет зёрнышко пшеницы,
    Не нашёл и долбит сук,
    Раздаётся в чаще стук. Тук-тук-тук!

Инструкция:

  1. Определяем, кто будет дятлом.
  2. Остальные игроки поют.
  3. Дятел палкой выстукивает по дереву столько раз, сколько задумал.
  4. Игроки считают.
  5. Кто первым правильно посчитает, тот выиграл - можно меняться.

Игры для средней группы

Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.

«Сова»

  • Ах, ты, совушка-сова,
    Золотая голова,
    Что ты ночью не спишь,
    Всё на нас глядишь?

Инструкция:


Игры для старшей и подготовительной групп

В играх для этого возраста задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.

«Колечко»

  • Колечко, колечко,
    Выйди на крылечко!
    Кто с крылечка сойдёт,
    Тот колечко найдёт!

Инструкция:

  1. Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
  2. Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
  3. Затем поёт песню.
  4. Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков - догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.

«Баба Яга»

  • Бабка Ёжка-костяная ножка,
    С печки упала, ножку сломала.
    А потом и говорит: «У меня нога болит».
    Пошла она на улицу -
    Раздавила курицу.
    Пошла на базар -
    Раздавила самовар.
    Пошла на лужайку -
    Испугала зайку.

Инструкция:


«Молчанка»

Как вариант времяпрепровождения для детей старшей и подготовительной групп в ожидании прихода родителей, особенно в холодное время года, можно предложить забаву «Молчанка».

  • Кони, кони, мои кони,
    Мы сидели на балконе,
    Чаю пили, чашки мыли,
    По-турецки говорили:
    -Чаб-чаляби, чаб-чаляби.
    Прилетели журавли
    И сказали нам: «Замри!»
    А кто первый отомрёт,
    Тот получит шишку в лоб.
    Не смеяться, не болтать,
    А солдатиком стоять!

Инструкция:

  1. Считалочкой выбираем ведущего - 1 минута.
  2. Игроки садятся вокруг него и начинают петь - 2 минуты.
  3. С последним словом ведущий начинает разными способами рассмешить участников (смешными гримасами, движениями). Кто рассмеялся, тот выбывает (3–4 минуты). Для усложнения проигравший может отдавать ведущему фант, а в конце, чтобы выкупить свои вещи, игроки выполняют задания своего лидера.

«Подкиды»

  • Оля, Коля, дуб зелёный,
    Ландыш белый, зайка серый.
    Брось!

Инструкция:

  1. Игрок с мячом в руках поёт.
  2. На слово «Брось!» подбрасывает мяч. Кто подхватил, тот поёт и повторяет манипуляцию с мячиком.

Видео: русские национальные подвижные игры с детьми старшего возраста

https://youtube.com/watch?v=x2rZ7OzTLRg Video can’t be loaded: Русские народные подвижные игры фильм (https://youtube.com/watch?v=x2rZ7OzTLRg)

Развлечения по народным играм

Такие забавы - отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве:

  • способа скоротать время до обеда, если из-за погоды не ходили на улицу или не было занятий;
  • составной части тематического праздника (например, «День Ивана Купалы», «Праздник берёзки» и пр.);
  • перехода от одного вида работы к другому (от занятий по изучению окружающего мира к музыкальному);
  • элемента утренника;
  • номера для конкурса на лучший проект по народным играм;
  • компонента фестиваля народных игр и пр.

Фестиваль досуга

На занятиях или в промежутках между ними воспитатель может использовать не более чем 1–3 игры, а при таких условиях сложно показать малышам всё многообразие традиционных игр. Поэтому в календарно-тематическом планировании работы группы отводится время и под фестиваль народных забав, формат которого позволяет использовать до 5–6 игр. На фестивале ребята знакомятся с забавами каких-то конкретных народов или с играми, построенными по одному принципу (хороводные, сидячие и т. д.). Полезно также, если дети и воспитатели подготовят соответствующие теме костюмы.

Элементы национального костюма делают фестиваль народных игр красочным и ярким мероприятием

Таблица: фрагмент сценария развлечения «Фестиваль народных игр», автор Марина Желиба

Название игры Удочка
Описание Весёлая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В неё можно играть очень большой группой.
Инвентарь Из дополнительных предметов понадобится скакалка (можно также использовать верёвочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Правила
  1. Перед началом игры выбирается водящий.
  2. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках.
  3. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
  4. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
  5. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
  6. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
  7. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий занимает его место.
  8. Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший верёвку игрок выбывает из игры.
  9. Победителями становятся 2–3 последних игрока, которые не задели верёвочки.
Переход к следующей части мероприятия 1-й скоморох говорит второму: «Может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я? А вы, ребята, потом сами сможете поиграть в эту игру на участке».
2-й скоморох: «Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”. На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга…».

Народные игры - это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.

Поделитесь с друзьями!

Цель: 1. Знакомство с народными играми на улице.
2. Вызвать интерес и любовь к народным играм.
3. Учить слушать, выполнять четкие правила, быть
внимательным, согласовать свои движения с движениями
других играющих.
4. Воспитывать умение дружить и находить взаимопонимание
со сверстниками.
Ход досуга:
Ребята, а давайте с вами вспомним, какие игры мы знаем? (перечисляют)
А есть такие игры, которым уже очень много лет, в которые играли ваши папы и мамы, а их научили бабушки и дедушки, они тоже играли в эти игры. Придумали эти игры люди еще очень давно, и учат играть в них друг друга. Поэтому игры эти называются «Народные». И сегодня мы с вами в некоторые поиграем.
К нам в гости пришли матрешки. Они хотят с нами поиграть.
Покажем матрешкам в какие игры мы играем на улице? (ответы детей)

«Золотые ворота».
Описание: Двое водящих встают напротив друг друга и взявшись за руки делают ворота. Остальные дети проходят цепочкой через эти ворота под слова водящих:
В золотые ворота

Проходите господа

Ваша мать пройдет

Всех детей проведет

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

На третий раз не пропустим вас.

«Перетягивание каната»
Описание: Набираются две команды, одна держась друг за друга с одной стороны каната, другая с другой стороны, по середине есть метка-черта, за которую нужно перетянуть противника.

«Затейники»
Описание: Дети взявшись за руки идут по кругу и произносят слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом, шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем …..... вот ток.
Один из играющих, выбранный затейником показывает любую фигуру. Все дети повторяют это действие и называют его.

«Два мороза»
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечены «Д/с» и «Дом».
Выбираются два Мороза-водящие, они стоят по середине площадки и обращаются к детям:
Мы два брата молодые,

Два мороза удалые
Я мороз — красный нос,

Я мороз — синий нос.
Кто из вас решится
В путь дорожку пуститься?
Дети (хором) — Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов ребята бегут с одной стороны «Д/с» на другую в «Дом».
Морозы замораживают ребят.

Воспитатель: Вот сколько мы сегодня новых игр узнали. Понравилось? Будем играть еще такие игры?
А сейчас поиграем в «Снежки» и покатаемся с горки — это тоже народные развлечения.

Марина Александровна Ларина
Картотека народных игр для второй младшей группы

Картотека народных игр для второй младшей группы.

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

1. Игра «У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем.

2. Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

3. Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,

Бегать, подпрыгивать на двух ногах;

Игра способствует развитию речи.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).

4. «Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза).

5. «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам

По камешкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом-здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом-на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

6. «Карусели»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

7. «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

8. «Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

9. «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей!

(Бегут под зонтик).

Цель: Развитие слухового внимания

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

11. «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

12. «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

13. «Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала.

14. «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

15. «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

При произнесении последней фразы выполняют приседания.