Что такое технический прогресс история. Научно-технический прогресс (НТП) - это фундамент современной западной цивилизации

Что такое технический прогресс история. Научно-технический прогресс (НТП) - это фундамент современной западной цивилизации

История научно-технического прогресса

Научно-техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса

Раздел 1. Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция.

Раздел 2. Мировые экономические лидеры.

Научно-технический прогресс - этовзаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, обусловленное нуждами материального производства, ростом и усложнением общественных потребностей.

Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция

Научно-технический прогресс неразрывно связан с возникновением и развитием крупного машинного производства, которое базируется на все более широком использовании научных и технических достижений. Он позволяет поставить могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс сознательного применения данных естественных и других наук.

С укреплением взаимосвязи крупного машинного производства с наукой и техникой в конце XIX в. XX в. быстро расширяются особые виды научных исследований, направленные на воплощение научных идей в технические средства и новую технологию: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственные исследования. В результате наука все полнее превращается в непосредственную производительную силу, преобразуя все большее количество сторон и элементов материального производства.

Научно-технический прогресс имеет две основные формы:

эволюционную и революционную, означающую сравнительно медленное и частичное совершенствование традиционных научно-технических основ производства.

Эти формы обусловливают друг друга: количественное накопление сравнительно небольших изменений в науке и технике приводит, в конце концов, к коренным качественным преобразованиям в этой области, а после перехода к принципиально новой технике и технологии революционные изменения постепенно перерастают эволюционные.

В зависимости от господствующего общественного строя научно-технический прогресс имеет различные социально-экономические последствия. В условиях капитализма частнособственническое присвоение средств, производства и результатов научных исследований приводит к тому, что научно-технический прогресс развивается в основном в интересах буржуазии и используется для усиления эксплуатации пролетариата, в милитаристских и человеконенавистнических целях.

При социализме научно-технический прогресс поставлен на службу всему обществу, а его достижения применяются для более успешного решения экономических и социальных задач коммунистического строительства, формирования материальных и духовных предпосылок всестороннего развития личности. В период развитого социализма важнейшей целью экономической стратегии КПСС является ускорение научно-технического прогресса как решающее условие повышения эффективности общественного производства и улучшения качества продукции.

Выработанная XXV съездом КПСС техническая политика обеспечивает согласование всех направлений развития науки и техники, развертывание фундаментальных научных исследований, а также ускорение и более широкое внедрение их результатов в народное хозяйство.

Намечено на основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Поставлена задача - осуществить переход от создания и внедрения отдельных машин и технологических процессов к разработке, производству и массовому применению высокоэффективных систем машин;

оборудования, приборов и технологических процессов, обеспечивающих механизацию и автоматизацию всех процессов производства, и особенно вспомогательных, транспортных и складских операций, шире использовать переналаживаемые технические средства, позволяющие быстро осваивать производство новой продукции.

Наряду с усовершенствованием уже освоенных технологических процессов будут создаваться заделы по принципиально новой технике и технологии.

Научно-техническая революция - коренные преобразования в системе научного знания и в технике, происходящие в неразрывной связи с историческим процессом развития человеческого общества.

Промышленная революция XVIII-XIX вв., в процессе которой на смену ремесленной технике пришло крупное машинное производство, и утвердился капитализм, опиралась на научную революцию XVI-XVII вв.

Современная научно-техническая революция, ведущая к замене машинного производства автоматизированным, имеет своей основой открытия в науке конца XIX - первой половине XX в. Новейшие достижения науки и техники несут с собой переворот в производительных силах общества и создают огромные возможности роста производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества, заложили основы создания новых материалов;

успехи химии сделали возможным создание веществ с заранее заданными свойствами;

изучение электрических явлений в твердых телах и газах послужило основой возникновения электроники;

исследование структуры атомного ядра открыло путь к практическому использованию атомной энергии;

благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления.

Все это свидетельствует о создании новой системы знаний о природе, радикальном преобразовании техники и технологии производства, о подрыве зависимости развития производства от ограничений, накладываемых физиологическими возможностями человека и естественно-природными условиями.

Возможности роста производства, созданные НТР, находятся в вопиющем противоречии с производственными отношениями капитализма, подчиняющими научно-техническую революцию возрастанию монополистических прибылей, упрочению господства монополии (см. Монополии капиталистические). Капитализм не может выдвинуть перед наукой и техникой соответствующих их уровню и природе социальных задач, придает им однобокий, уродливый характер. Применение техники в странах капитала ведет к таким социальным последствиям, как рост безработицы, усиление интенсификации труда, все большая концентрация богатства в руках финансовых магнатов. Общественным строем, открывающим простор для развертывания НТР в интересах всех трудящихся, является социализм.

В СССР осуществление научно-технической революции неразрывно связано с построением материально-технической базы коммунизма.

Техническое развитие и совершенствование производства осуществляется в направлении завершения комплексной механизации производства, автоматизации процессов, которые с технической и экономической стороны подготовлены для этого, отработки системы автоматических машин и создания предпосылок перехода к комплексной автоматизации. При этом развитие орудий труда неразрывно связано с изменением технологии производства, применением новых источников энергии, сырья и материалов. НТР оказывает воздействие на все стороны материального производства.

Переворот в производительных силах обусловливает качественно новый уровень деятельности общества по управлению производством, более высокие требования к кадрам, качеству работы каждого труженика. Возможности, открываемые новейшими достижениями науки и техники, реализуются в росте производительности труда, на основе чего достигается достаток, а затем и изобилие предметов потребления.

С прогрессом техники, прежде всего с применением автоматических машин, связано изменение содержания труда, устранение неквалифицированного и тяжелого ручного труда, повышение уровня профессиональной подготовки и общей культуры работников, перевод на индустриальную основу сельскохозяйственного производства.

В перспективе, обеспечив полное благосостояние для всех, общество преодолеет сохраняющиеся еще существенные различия между городом и деревней при социализме, существенные различия между умственным и физическим трудом, создаст условия для всестороннего физического и духовного развития личности.

Таким образом, органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства означает развитие в направлении коммунизма всех сторон жизни общества.

Научно-техническая революция является главной ареной экономического соревнования между социализмом и капитализмом. Вместе с тем это арена и острой идеологической борьбы.

Буржуазные ученые подходят к раскрытию сущности НТР преимущественно с естественно-технической стороны.

В целях апологетики капитализма они рассматривают сдвиги, происходящие в науке и технике, вне общественных отношений, в «социальном вакууме».

Все общественные явления сводят к процессам, совершающимся в сфере «чистой» науки и техники, пишут о «кибернетической революции», которая якобы ведет к «трансформации капитализма», к превращению его в лишенное антагонистических противоречий «общество всеобщего изобилия».

В действительности научно-техническая революция не меняет эксплуататорской сущности капитализма, а еще больше обостряет и углубляет социальные противоречия буржуазного общества, пропасть между богатством немногочисленной верхушки и бедностью масс. Страны капитализма ныне столь же далеки от мифического «изобилия для всех» и «всеобщего благоденствия», как и до начала развертывания научно-технической революции.

Потенциальные возможности развития и эффективности производства определяются, прежде всего, научно-техническим прогрессом, его темпами и социально-экономическими результатами.

Чем целенаправленнее и эффективнее используются новейшие достижения науки и техники, являющиеся первоисточником развития производительных сил, тем успешнее решаются приоритетные задачи жизнедеятельности общества.

Научно-технический прогресс (НТП) в буквальном понимании означает непрерывный взаимообусловленный процесс развития науки и техники, а в более широком значении - постоянный процесс создания новых и совершенствования применяемых технологий.

НТП можно истолковать также как процесс накопления и практической реализации новых научных и технических знаний, целостную циклическую систему “наука-техника-производство”, охватывающую направления:

фундаментальные теоретические исследования;

прикладные научно-исследовательские работы;

опытно-конструкторские разработки;

освоение технических нововведений;

наращивание производства новой техники до необходимого объема, ее применение (эксплуатация) на протяжении определенного времени;

технико-экономическое, экологическое и социальное старение изделий, их постоянная замена новыми, более эффективными образцами.

Научно-техническая революция (НТП) отражает коренную качественную трансформацию обусловленного развития на основе научных открытий (изобретений), оказывающих революционизирующее влияние на смену орудий и предметов труда, технологии управления производством, характер трудовой деятельности людей.

Общие приоритетные направления НПТ. Научно-технический прогресс, всегда осуществляемый во взаимосвязанных эволюционных и революционных его формах, является определяющим фактором развития производительных сил, неуклонного повышения эффективность производства. Он непосредственно влияет, прежде всего, на формирование и поддержание высокого уровня технико-технологической базы производства, обеспечивая неуклонный рост производительности общественного труда. Опираясь на сущность, содержание и закономерности современного развития науки и техники, можно выделить характерные для большинства отраслей народного хозяйства общие направления НТП, а для каждого из них приоритеты, по меньшей мере, на ближайшую перспективу.


В условия современных революционных преобразований технического базиса производства степень его совершенства и уровень экономического потенциала в целом определяется прогрессивностью используемых технологий - способов получения и преобразования материалов, энергии, информации, изготовления продукции. Технология становится завершающим звеном и формой материализации фундаментальных исследований, средством непосредственного влияния науки на сферу производства. Если раньше ее считали обеспечивающей подсистемой производства, то сейчас она приобрела самостоятельное значение, превратившись в авангардное направление НТП.

Современным технологиям присущи определенные тенденции развития и применения. Главными из них являются:

во-первых, переход к мало стадийным процессам путем соединения в одном технологическом агрегате нескольких операций, выполняемых ранее отдельно;

во-вторых, обеспечение в новых технологических системах мало - или безотходности производства;

в-третьих, повышение уровня комплексной механизации процессов на основе применения систем машин и технологических линий;

в-четвертых, использование в новых технологических процессах средств микроэлектроники, позволяющих одновременно с повышением уровня автоматизации процессов достичь большей динамической гибкости производства.

Технологические методы все чаще определяют конкретную форму и функцию средств и предметов труда, и тем самым инициируют появление новых направлений НТП, вытесняют из производства технически и экономически устаревшие орудия труда, порождают новые виды машин и оборудования, средств автоматизации. Сейчас принципиально новые виды техники разрабатываются и изготовляются “под новые технологии”, а не наоборот, как это было ранее.

Доказано, что технический уровень и качество современных машин (оборудования) непосредственно зависят от прогрессивности характеристик применяемых для их производства конструкционных и других вспомогательных материалов. Отсюда вытекает огромная роль создания и широкого использования новых материалов - одного из важнейших направлений НТП.

В сфере предметов труда можно выделить такие тенденции НТП:

существенное улучшение качественных характеристик материалов минерального происхождения, стабилизацию и даже уменьшение удельных объемов их потребления;

интенсивный переход к применению в большем количестве легких, прочных и коррозиестойких цветных металлов (сплавов), ставший возможным вследствие появления принципиально новых технологий, значительно уменьшивших стоимость их производства;

заметное расширение номенклатуры и форсированное наращивание объемов производства искусственных материалов с наперед заданными свойствами, включая уникальные.

К современным производственным процессам предъявляются такие требования, как достижение максимальной непрерывности, безопасности, гибкости и производительности, которые могут быть реализованы только при соответствующем уровне их механизации и автоматизации - интегрированного и завершающего направления НТП. Механизация и автоматизация производства, отражающая разную степень замены ручного труда машинным трудом, в своем развитии последовательно, параллельно или параллельно- последовательно переходит низшей (частичной) к высшей (комплексной) форме.


В условиях интенсификации производства, острой необходимости многоразового повышения производительности труда и радикального улучшения его социального содержания, коренного повышения качества производимых изделий автоматизация производственных процессов становится стратегическим направлением НТП для предприятий большинства отраслей народного хозяйства. Приоритетная задача состоит в обеспечении комплексной автоматизации, поскольку внедрение отдельных автоматических машин и агрегатов не дает желаемого экономического эффекта из-за остающегося значительного количества ручного труда. Новое и достаточно перспективное комплексное направление связано с созданием и внедрением гибких автоматизированных производств. Форсированное развитие таких производств (прежде всего в машиностроении и некоторых других отраслях) обусловлено объективной необходимостью обеспечивать высокоэффективное использование дорогого автоматического оборудования и достаточную мобильность производства с постоянным обновлением номенклатуры продукции.

Мировые экономические лидеры

Развитые страны мира, страны «золотого миллиарда». Серьезно готовятся к вступлению в постиндустриальный мир. Так, государства Западной Европы объединили свои усилия в рамках общеевропейской программы. Разворачиваются промышленные разработки в следующих областях информационных технологий. Глобальная мобильная телефонная связь (Германия, 2000-2007 гг.) - обеспечение повсеместного теледоступа к любым абонентам и информационно-аналитическим ресурсам глобальной сети с персональной телефонной трубки (типа сотовой) или специального мобильного терминала.

Системы телеконференций (Франция, Германия, 2000-2005 гг.) возможность для удаленных друг от друга абонентов оперативно организовать временную корпоративную сеть с аудио-видеодоступом.



Трехмерное телевидение (Япония, 2000-2010 гг.).

Полномасштабное использование электронного носителя в повседневной жизни (Франция, 2002-2004 гг.).

Создание сетей виртуальной реальности (Германия, Франция, Япония, 2004-2009 гг.) - персональный доступ к базам данных и системе синтеза много сенсорного (мультимедийного) отображения искусственного образа окружающей среды или сценариев развития гипотетических событий.

Бесконтактные системы идентификации личности (Япония, 2002-2004 гг.).

В США в 1997-1999 гг. экспертами университета Дж. Вашингтона подготовлен долгосрочный прогноз развития национальной науки и технологий на период до 2030 г. на основе неоднократного анкетирования большого числа руководителей исследовательских учреждений.

Она была глубоко проработана в государственном департаменте, министерстве юстиции, в крупных производственных компаниях и в банковской сфере.

Программа предусматривает оперативный глобальный высокоскоростной сетевой доступ к любым национальным и основным мировым информационным ресурсам.



Определены организационные, юридические и финансовые основы ее реализации, предусмотрены меры по быстрому развитию мощных вычислительно-аналитических центров.

С 1996 г. началось выполнение программы, выделен многомиллионный бюджет и образованы корпоративные инвестиционные фонды. Аналитики отмечают очень быстрый рост индустрии информатизации, превышающий правительственные планы.

Максимальный всплеск «прорывных» информационных технологий прогнозируется с 2003 по 2005 гг. Период бурного роста займет 30-40 лет.

В области компьютерных систем к 2005 г. появятся персональные ЭВМ, совместимые с кабельными сетями телевидения. Это ускорит развитие интерактивного (с частично программируемыми передачами) телевидения и приведет к созданию домашних, промышленных и научно-образовательных фондов телевизионных записей.



Развитие таких локальных фондов и больших баз данных изображений будет обеспечено созданием в 2006 г. нового поколения систем цифровой памяти и хранения практически неограниченных объемов информации.

На рубеже 2008 г. ожидается создание и широкое распространение карманных компьютеров, рост использования ЭВМ с параллельной обработкой информации. К 2004 г. возможно коммерческое внедрение оптических компьютеров, а к 2017 г. - начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы.

В сфере телекоммуникаций к 2006 г. прогнозируется, что 80% систем связи перейдут на цифровые стандарты, произойдет существенный скачок в развитии микросотовой персональной телефонии - РС5, на которую будет приходиться до 10% мирового рынка мобильной связи. Это обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов.


В области информационных услуг к 2004 г. будут внедрены системы проведения телеконференций (путем голосовой и видеосвязи с помощью компьютерных устройств и быстрых цифровых сетей передачи аудио-видеоинформации между несколькими абонентами в реальном времени). К 2009 г. существенно расширятся возможности электронных банковских расчетов, а к 2018 г. в 2 раза возрастет объем торговых операций, осуществляемых через информационные сети.

Принципиально новый подход к фотосъемке представили сотрудники компании Lytro. Они презентовали фотоаппарат, который сохраняет не изображение, а световые лучи.


В традиционных фотокамерах для создания снимка используется матрица (пленка), на которой световой поток оставляет след, преобразующийся затем в плоское изображение. В камере Lytro вместо матрицы используется датчик освещенности поля. Он сохраняет не изображение, а захватывает цвет, интенсивность и вектор направления лучей света.

Такой подход позволяет выбирать объект фокусировки уже после съемки, а специальный формат снимков Lytro LFP (Light Field Picture – снимок светового поля) позволяет сколько угодно менять фокус на снимке.

Письменность

Человечество искало способы передачи информации с незапамятных времен. Первобытные люди обменивались информацией с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и т.д. Однако прорыв в развитии произошел с появлением первых форм письменности около 4 тысяч лет до н.э.

Книгопечатание

Книгопечатание было изобретено Иоганом Гутенбергом в середине XV века. Благодаря ему в Германии появилась первая в мире напечатанная книга - Библия. Изобретение Гутенберга зажгло зеленый цвет эпохе Возрождения.

Именно этот материал, а точнее, группа материалов с общими физическими свойствами, совершил настоящую революцию в строительстве. На что только не приходилось идти древним строителям, чтобы обеспечить прочность строений. Так, китайцы для скрепления каменных блоков Великой стены использовали клейкую рисовую кашу с добавлением гашеной извести.

Лишь в XIX веке строители научились готовить цемент. В России это произошло в 1822 году благодаря Егору Челиеву, получившему вяжущий материал из смеси извести и глины. Два года спустя патент на изобретение цемента получил англичанин Д. Аспинд. Материал решено было назвать портландцементом в честь города, где добывали камень, похожий на цемент по цвету и прочности.

Микроскоп

Первый микроскоп с двумя линзами изобрел голландский оптик З. Янсен в 1590 году. Однако первые микроорганизмы с помощью собственноручно изготовленного микроскопа увидел Антони ван Левенгук. Будучи торговцем, он самостоятельно освоил ремесло шлифовальщика и соорудил микроскоп с тщательно отшлифованной линзой, которая увеличивала размер микробов в 300 раз. Легенда гласит, что с тех пор как ван Левенгук рассмотрел в микроскоп каплю воды, пить он стал только чай и вино.

Электричество

Еще совсем недавно люди на планете спали до 10 часов в сутки, но с появлением электричества человечество стало проводить все меньше времени в постели. Виновником электрической «революции» считается Томас Альва Эдисон, создавший первую электрическую лампочку. Однако за 6 лет до него, в 1873 году, свою лампу накаливания запатентовал наш соотечественник Александр Лодыгин - первый из ученых, додумавшийся применять в лампах вольфрамовые нити.

Первый в мире телефон, который сразу же окрестили чудом из чудес, создал знаменитый бостонский изобретатель Белл Александр Греем. 10 марта 1876 года ученый позвонил на приемную станцию своему помощнику, и тот отчетливо услышал в трубке: «Мистер Ватсон, пожалуйста, придите сюда, мне нужно с вами поговорить». Белл поспешил запатентовать свое изобретение, и уже несколько месяцев спустя телефон находился почти в тысяче домов.


Фотография и кино

Перспектива изобретения устройства, способного передавать изображение, не давала покоя нескольким поколениям ученых. Еще в начале XIX века Жозеф Ньепс спроецировал вид из окна своей мастерской на металлическую пластинку с помощью камеры-обскуры. А Луи-Жак Манд Дагер усовершенствовал его изобретение в 1837 году.


Свой вклад в изобретение кино сделал неутомимый изобретатель Том Эдисон. В 1891 году он создал кинетоскоп - аппарат для демонстрации фотографий с эффектом движения. Именно кинетоскоп вдохновил братьев Люмьер на создание кино. Как известно, первый киносеанс состоялся в декабре 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов.

Споры о том, кто первым изобрел радио, продолжаются. Однако большинство представителей научного мира приписывают эту заслугу российскому изобретателю Александру Попову. В 1895 году он продемонстрировал аппарат беспроволочной телеграфии и стал первым человеком, пославший миру радиограмму, текст которой состоял из двух слов «Генрих Герц». Однако первый радиоприемник запатентовал предприимчивый итальянский радиотехник Гульельмо Маркони.

Телевидение

Телевидение появилось и развивалось благодаря усилиям многих изобретателей. Одним из первых в этой цепочке стоит профессор Петербургского Технологического университета Борис Львович Розинг, продемонстрировавший в 1911 году изображение на стеклянном экране электронно-лучевой трубки. А в 1928 году Борис Грабовский нашел способ передачи движущегося изображения на расстояние. Год спустя в США Владимир Зворыкин создал кинескоп, модификации которого впоследствии использовались во всех телевизорах.

Интернет

Всемирную паутину, окутавшую миллионы людей по всему миру, в 1989 году скромно сплел британец Тимоти Джон Бернерс-Ли. Создатель первого веб-сервера, веб-браузера и веб-сайта мог бы превратиться в самого богатого человека в мире, если бы вовремя запатентовал свое изобретение. В итоге, Всемирная паутина досталась миру, а ее создателю - рыцарский титул, орден Британской империи и Технологическая премия в 1 миллион евро.


Научно-технический прогресс (НТП ) - это процесс постоянного совершенствования средств и предметов труда, технологии, организации и управления производством, профессионального и образовательного уровня занятых в производстве.

Этот процесс осуществляется в целях повышения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества на основе реализации научных знании.

Из этого определения следует, что исходной движущей силой НТП являются научные знания. Основное содержание - развитие и совершенствование всех факторов производства. При этом для НТП характерны планомерность, системность, непрерывность и глобальность. Конечной целью внедрения достижений НТП является снижение общественно необходимых затрат на производство продукции и повышение ее качества, улучшение условий труда и повышение уровня жизни народа.

Ha современном этапе роль НТП возрастает. Решение важнее задач - переход на интенсивный путь развития экономики и неуклонное повышение эффективности производства - требует не столько количественнoгo, сколько качественного их изменения на основе всемерного и эффективного использования новейших достижений науки и техники. Использование науки в производстве является мощным фактором роста его эффективности. Установлено, что от 60 до 80 % прироста производительности труда и до 50 % прироста валового внутреннего прироста в различных странах обеспечивается за счет внедрения новейших достижений науки и техники.

НТП позволяет радикально улучшить использование природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях, т. е. от производства и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции. За счет этого будет достигнуто резкое снижение материал емкости, металлоемкости и энергоемкости производства. Ресурсосбережение станет основным источником удовлетворения прироста потребностей общества в топливе, энергии и сырья, материалах.

Качественное совершенствование техники технологии в производстве, улучшении использования основных фондов позволяет преодолеть тенденцию снижения фондоотдачи и добиться ее повышения, что приведет к созданию предпосылок значительного повышения качества продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Социальное значение HTП огромно. В результате его происходит вытеснение тяжелого физического труда, изменяется его характер. НТП предъявляет очень высокие требования к профессиональному и образовательному уровню работников. Под его влиянием сглаживаются различия между умственным и физическим трудом.

Прогресс в науке и технике включает эволюционные и революционные изменения.


Эволюционные изменения выражаются в постепенном (количественном) накоплении научных знаний и совершенствовании традиционных элементов техники. Но на определенном этапе НТП приобретает форму научно-технической революции (НТР).

НТР - это взрывной процесс глубоких качественных преобразований техники на основе новейших научных открытий и изобретений. Они принципиально изменяют материальные элементы производительных сил, методы организации, управления, характер труда.

Следовательно, НТП и НТР - понятия нетождественные, хотя органически взаимосвязаны между собой.

Современную научно-техническую революцию характеризуют следующие черты:

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Это проявляется в следующем. Современное производство представляет собой прямое продолжение и технологическое применение научных достижений. В то же время наука становится неотъемлемым элементом производства. И, наконец, в своем развитии наука опирается на индустриальные методы;

Коренное изменение роли современной техники - вторжение ее в среду умственной деятельности человека (создание кибернетических машин).

Роль НТП в развитии агропромышленного производства определяется следующим:

На его основе возможно радикальное решение продовольственной: проблемы (путем интенсификации сельского хозяйства, обеспечение продовольственной независимости Республики Беларусь);

Обеспечение устойчивости аграрного сектора экономики;

Повышение эффективности производства;

Обеспечение экологической защиты окружающей среды;

Успешное решение социальных проблем труда и жизни.

В различных отраслях народного хозяйства НТП реализуется в различных формах и развивается по различным направлениям.

Так, основные направления НТП в сельском хозяйстве следующие:

Создание и применение высокопроизводительных машин,

Комплексная механизация и автоматизация производства;

Электрификация, химизация и мелиорация земель;

Внедрение индустриальных технологий производства, ресурсо и энергосберегающих технологий, перевод сельского хозяйства на промышленную основу, внедрение биотехнологии и биоинженерии;

Специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации агропромышленной интеграции;

Совершенствование форм организации и управления производством;

Развитие агропромышленных объединений;

Дальнейшее улучшение подготовки кадров и др.

В промышленности и строительстве они могут быть другими. Однако, несмотря на многообразие направлений научно-технического прогресса можно установить из них основные, присущие все отраслям народного хозяйства.

К ним относятся:

Электрификация;

Комплексная механизация и автоматизация;

Химизация;

Разработка и внедрение прогрессивных технологий;

Новая техника и компьютеризация производства.

Все направления тесно связаны между собой, взаимно обусловлены. В совокупности они обеспечивают единый процесс технического развития производства.

Все направления НТП связаны с использованием трех групп факторов:

Материально-технические факторы (создание и внедрение зональной системы машин, поточных линий для животноводческих форм, улучшение качества удобрений и гербицидов, применение прогрессивных способов их внесения, использование новых способов осушения, орошения и полива площадей;

Биологические факторы (селекция и биоинженерия , генетический потенциал растений и животных);

Социально-экономические факторы (организационные возможности использования первых двух факторов повышению их эффективность).

Технический прогресс - это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее.

Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Сдвиг изокванты в результате технического прогресса

На рис. 23.1 изокванта Q1*Q1* показывает то же количество произведенной продукции, что изображает и изокванта Q0*Q0*. Однако теперь это количество может быть выпущено с применением меньшего объема факторов (К и L). И сдвиг изокванты может сопровождаться модификацией ее конфигурации, означающей модификацию в пропорциях использованных факторов производства. В связи с этим выделяют три типа технического прогресса: капиталоинтенсивный (трудосберегающий), трудоинтенсивный (капиталосберегающий) и нейтральный, каждый из которых имеет свою конфигурацию изокванты.

Капиталоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль линии с постоянным соотношением К / L предельная норма технического замещения (MRTSLK) понижается (рис. 23.2). Это означает, что технический прогресс сопровождается опережающим ростом предельного продукта капитала в сравнении с предельным продуктом труда. На рис. 23.2 видно, что наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси L.

Рис. 23.2. Капиталоинтенсивный тип технического прогресса

Трудоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль той же линии MRTSL K увеличивается (рис. 23.3). Это означает, что технический прогресс сопровождается ростом предельного продукта труда в сравнении с предельным продуктом капитала. Наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси К.

Рис 23.3. Трудоинтенсивный тип технического прогресса

Нейтральный тип технического прогресса - это такой тип, когда технический прогресс сопровождается пропорциональным ростом продуктов К и L, так что предельная норма их технического замещения при перемещении к началу координат сохраняется постоянной. При этом не меняется и наклон изокванты, она лишь смещается параллельно самой себе под влиянием технического прогресса (рис. 23.4).

Рис. 23.4. Нейтральный тип технического прогресса

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

качественный скачек в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства, когда два потока - научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления современного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конструкционных материалов. Современный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

единое, взаимообусловленное, поступат. развитие науки и техники.

Истоки Н.-т. п. коренятся в мануфактурном произ-ве 16-18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и скольконибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория желоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».

Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторскотехнич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Все это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.

Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под ее воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.

Неполное определение ↓

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.

Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

2. Определение понятия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

    Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;

· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

    Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

    Виды транспорта и их основное назначение.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Водный транспорт

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Автомобильный транспорт

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Воздушный транспорт

Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

    Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины

Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.

    перспективы развития автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).