Что такое идиллия. Значение слова «идиллия

Идиллия это по отношению к литературному тексту слово впервые было употреблено в 1 в. до н.э. в схолиях к Феокриту (34 вв. до н.э.), поэту эллинистической эпохи, среди стихотворений которого были произведения разных жанров: буколика, мимы, эпиллии (малые эпосы), энкомии и др. Латинизированную форму - «idyllia» (множественное число от «idyllium») - использовал в своих «Письмах» Плиний Младший, говоря о собственных стихотворных «безделках» и предлагая другу на выбор назвать их «эпиграммами, идиллиями, эклогами, или поэмками», но какого рода текст имелся в виду, осталось неясным. Не будучи терминологически определено первоначально, понятие идиллия становится в эпоху Возрождения одним из обозначений пасторали, синонимичным понятию эклоги. Предложенное теоретиками 16-17 веков разделение пастушеской поэзии на эклогу, которая требует действия и диалога, и идиллии, предполагающую более статичность, лиричность и описательность, весьма условно. С кризисом пасторали в конце 17 - первой поло вине 18 в. пути идиллии и пасторали расходятся: пастораль начинает восприниматься как , ничем в жизни не укорененный, а потому фальшивый, в то время как идиллия предстает актуальной и художественно убедительной. Свидетельство этого нового качества идиллия - утверждение в общественном сознании понятия идиллического . «Словом «идиллия», - писал В.Гумбольдт в 1798, - пользуются не только для обозначения поэтического жанра, им пользуются также для того, чтобы указать на известное настроение ума, на способ чувствования». «Способ чувствования», или, в терминологии автора, «характер восприятия» выступает тем реальным основанием, на котором объединяет идиллию в «широком» и идиллию в «узком» смысле Ф.Шиллер, формулирующий цель идиллической поэзии, которая, по его мнению, «всегда и везде одна-изобразить человека в состоянии невинности, то есть в состоянии гармонии и мира с самим собой и с внешнею средою» («О наи вной и сентиментальной поэзии», 1795-96). На пересечении линий постепенного угасания пасторали - с одной стороны, и становления идилли как формы, существенно сопричастной действительности, с другой, - прозаические «Идиллии» (1756) швейцарского поэта Соломона Геснера, наследовавшего природоописательной поэзии Дж.Томсона, А.Галлера, Э.Клейста и создавшего пронизанный глубоким лиризмом пейзаж, на фоне которого предаются своим будничным заботам добродетельные поселяне.

Геснерова идиллия, однако, еще тесно связана с пасторалью: ее персонажи - пастухи Золотого века. Именно это вызывает возражения идилли Г.Гердера («Феокрит и Геснер», 1767); и если вся предшествовавшая жанровая традиция была ориентирована преимущественно на Вергилия, а не на «грубого», с бытовыми подробностями Феокрита, то теперь главным ориентиром оказывается (в духе руссоизма и не без влияния Геснера превращающийся в «естественного») Феокрит. Гердер объясняет своеобразие античной идилли климатом, характером и образом жизни древних и заявляет о возможности создания идилли на современном материале: «Во всех обстоятельствах жизни - там, где они не отдалены от природы. Большой и новой становится область идиллии. Каждое сословие вносит в нее новые положения, новые краски, новое выражение». Мысль Гердера продолжил Шиллер, сопоставив пастушеские идилли «наивных» и «сентиментальных» поэтов явно не в пользу последних. По пути Гердера идет и Жан Поль, в 1804 определивший идиллию как «эпическое изображение полноты счастья в ограничении» при полном без различии «сцены, на которой разыгрывается действие». В качестве идилли он называет роман О.Голдсмита «Век филдский священник» (1766), «Луизу» (1784) И.Г.Фосса, «Германа и Доротею» (1797) И.В.Гёте, свои романы «Жизнь премного довольного школьного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» (1793); «Жизнь Квинтуса Фикс лейна» (1795). Об идиллическом характере современного эпоса, обратившегося к «ограниченным частным, домашним обстоятельствам в деревне и провинциальных городах», говорит Гегель, имея в виду Фосса и особенно Гёте, в произведениях которых оживлено «то, что составляет неотъемлемую прелесть в непосредственно человеческих отношениях «Одиссеи» и патриархальных образах.

Жанр, возникший в эпоху эллинизма, - когда частный быт впервые становится общественно значим и авторитетен, и слово внеисторической, бытовой реальности (слово серьезно-смеховых жанров, к которым в древности, наряду с буколической поэзией, относились басня, мим, мениппова сатира) потесняет в духовной сфере слово высоких жанров, - переживает в 18 в. (в Европе) - начале 19 в. (в России) свое новое рождение. Интерес эпохи, в идеологическое поле которой входила тема человеческой индивидуальности и частного бытия, совпал с интересами изначально обращенного к приватному существованию жанра, лик которого прежде, пока риторическая культура не изжила себя, - был трудноразличим за преходящим и случайным, и пастораль претендовала быть единственной его возможностью. Вместе с бытом, прозой жизни как открытой эпохой поэтической темой пришла и идиллия - поэзия счастливого быта , «оправдание телесной реальности счастьем ее». Идиллия в этом смысле стоит за большинством дружеских посланий начала 19 в. («Евгению. Жизнь Званская», 1807, Г.Р.Державина; «Мои пенаты», 1811-12, К.Н.Батюшкова - наиболее яркие примеры), многочисленными «похвалами сельской жизни» и «призываниями в деревню». Ею осенена жизнь Лариных в «Евгении Онегине» (1823-31) А.С.Пушкина, и глубоко идиллична пушкинская «Осень» (1833). Счастливый быт окружает героев повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» (1835); Обломова - у И.А.Гончарова («Обломов», 1859); Ростовых - в «Войне и мире» (1863-69) Л.Н.Толстого. «Поэзия обыденной жизни» предстает в поэме «Семейная идиллия» (1890) Д.С.Мережковского. «Хотя с мыслью об идиллии, - писал Гоголь в «Учебной книге словесности для русского юношества» (1844-45), - соединяют мысль о пастушеском и сельском быте, но пределы ее шире и могут обнимать быт многих людей, если только с таким бытом неразлучны простота и скромный удел жизни. Она живописует до мельчайших подробностей этот быт, и как, по видимому, ни мелка ее область, не содержа в себе ни высокого лирического настроения, ни драматического интереса, ни сильного потрясающего события, хотя, по видимому, она не что иное, как все первое попадающееся на глаза наши из обыкновенной жизни, - но тот, однако, ошибется, кто примет ее в одном таком смысле.

Поэтому почти всегда управляла ею какая-нибудь внутренняя мысль, слишком близкая душе поэта… Ее можно назвать в истинном смысле картиною; по предметам, ею избираемым, всегда простым - картиною фламандской». Особенности идиллического хронотопа описал М.М.Бахтин, выделив «вековую прикрепленность жизни поколений к одному месту, от которого эта жизнь во всех ее событиях не отделена», ограниченность основными моментами - «любовь, рождение, смерть, брак, труд, еда и питье, возрасты», «сочетание человеческой жизни с жизнью природы, единство их ритма, общий язык для явлений природы и событий человеческой жизни». Рядом с этой идилли, совершившей прорыв из чисто словесных пределов к смысловой реальности бытия, в русской литературе некоторое время продолжает существовать и идиллия как жанр в традиционно-риторическом смысле. Именно с ней связана полемика 1820х, развернувшаяся с выходом в свет сборника «Идиллии» (1820) «русского Геснера» В.И.Панаева. Выдвигается проблема создания национального - с оглядкой на «простонародного» Феокрита - эквивалента античному жанру, и свои варианты «русской» идилли предлагают: основной оппонент Панаева - Н.И.Гнедич, создающий героизированный образ современного ему крестьянина («Рыбаки», 1822); сам Панаев, стилизующий народную песню («Обманутая» Соревнователь просвещения… 1822. Ч. 20); Ф.Н.Глинка, прежде экспериментировавший в духе переведенной в 1818 В.А.Жуковским нравоучительной «простонародной» идиллия немецкого поэта И.П.Гебеля «Овсяный кисель» (1803), а теперь обратившийся к временам дохристианским («славянская идиллия» «Болезнь Милавы», 1823; «Славянская эклога» Благонамеренный. 1823. Ч. 21). «Простонародные» идилли пишут А.А.Дельвиг («Отставной солдат», 1829) и П.А.Катенин («Дура», 1835). Порожденное эстетикой романтизма стремление понять чужую культуру именно как чужую приводит и к созданию идилли «во вкусе древних»: таковы стилизации Дельвига в сборнике 1829 и Катенина («Идиллия», 1831). Длившаяся десятилетие полемика о жанре после второго всплеска на рубеже 1830х затухает: идиллия как жанр традиционалистской поэтики изживает себя.

ИДИЛЛИЯ - литературный жанр.

Тер-мин был впер-вые упот-реб-лён в I веке до н. э. в схо-ли-ях к Фео-кри-ту. Ла-ти-ни-зированную фор-му - «idyl-lia» (множественное число от «idyllium») ис-поль-зо-вал Пли-ний Млад-ший в сво-их «Пись-мах» (IV, 14, 9), го-во-ря о соб-ственных сти-хотвор-ных про-из-ве-де-ни-ях не-боль-шо-го объ-ё-ма.

Ис-то-ки Идиллии - в бу-ко-ли-ке Феокрита, однако фор-ми-ро-ва-нию жан-ро-во-го ка-но-на спо-соб-ст-во-ва-ли эк-ло-ги под-ра-жав-ше-го Фео-кри-ту Вер-ги-лия. Ес-ли у Фео-кри-та опи-сы-ва-лись ре-аль-ные ост-ро-ва Си-ци-лия и Кос, а его гру-бо-ва-тые и смеш-ные, хо-тя и слег-ка идеа-ли-зи-ро-ван-ные, пас-ту-хи бы-ли по-хо-жи на си-ци-лий-ских и кос-ских ра-бов-ко-зо-па-сов, то Вер-ги-лий пе-ре-нёс дей-ст-вие в идеа-ли-зи-ро-ван-ную Ар-ка-дию. Пас-ту-ше-ская по-эзия Вер-ги-лия ока-за-ла ре-шаю-щее влия-ние на раз-ви-тие жан-ра западноевропейской пасторали вплоть до XVIII века.

В XVIII - начале XIX века про-ис-хо-дит пе-ре-ос-мыс-ле-ние жан-ра, ре-шаю-щую роль в ко-то-ром сыг-ра-ло твор-че-ст-во С. Гес-не-ра (сборник «Идил-лии», 1756 год): об-раз-цом ста-но-вит-ся Фео-крит, по-ня-тый как по-эт «ес-те-ст-вен-ный», а не «гру-бый», ка-ко-вым он счи-тал-ся до тех пор. От-ны-не с идиллией свя-зы-ва-ет-ся изо-бра-же-ние «ес-те-ст-вен-но-го» че-ло-ве-ка в гар-мо-нии с при-ро-дой и на фо-не не ус-лов-но-го, как пре-ж-де, но на-цио-наль-но ок-ра-шен-но-го пей-за-жа: «про-сто-на-род-ные» идиллии И. П. Хе-беля («Овсяный ки-сель», 1803 год, русский перевод В. А. Жу-ков-ско-го, 1818 год, и др.), про-из-ве-де-ния Ф. Мюл-ле-ра, И. Г. Фос-са, М. Ус-те-ри, К. Ф. Брон-не-ра и др. В Рос-сии к жан-ру И. об-ра-ща-лись в 1-й половине XIX века В. И. Па-на-ев, сборник ко-то-ро-го «Идил-лии» (1820 год) стал по-во-дом для раз-вер-нув-шей-ся по-ле-ми-ки о воз-мож-но-сти соз-да-ния идиллии на отечественном ма-те-риа-ле; Н. И. Гне-дич, ге-рои-зи-ро-вав-ший об-раз современного ему русского кре-сть-я-ни-на («Ры-ба-ки», 1822 год); Ф. Н. Глин-ка , экс-пе-ри-мен-ти-ро-вав-ший в ду-хе нра-во-учительной «про-сто-на-род-ной» идиллии, а за-тем об-ра-тив-ший-ся к дох-ри-сти-ан-ским вре-ме-нам («сла-вян-ская идил-лия» «Бо-лезнь Ми-ла-вы», 1823 год). Идиллии пре-имущественно «во вку-се древ-них», соз-да-вая сти-ли-за-ции ан-тич-но-го жан-ра, пи-сали А. А. Дель-виг, а так-же П. А. Ка-те-нин («Идил-лия», 1835 год), пред-ло-жив-шие вме-сте с тем и свои ва-ри-ан-ты «про-сто-на-род-ной» идиллии: «От-став-ной сол-дат» (1829 год) Дель-ви-га; «Ду-ра» (1835 год; опубликована в 1911 году) Ка-те-ни-на.

В начале XIX века жанр на-чи-на-ет трак-то-вать-ся в рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле. В 1804 году Жан Поль оп-ре-де-ля-ет идиллию как «эпи-чес-кое изо-бра-же-ние пол-но-ты сча-стья в ог-ра-ни-че-нии» при пол-ном без-раз-ли-чии «сце-ны, на ко-то-рой ра-зыг-ры-ва-ет-ся дей-ст-вие» (Жан Поль. При-го-то-ви-тель-ная шко-ла эс-те-ти-ки. М., 1981. С. 263, 266). И. рас-сма-т-ри-ва-ет-ся как раз-но-вид-ность современного эпо-са, об-ра-тив-ше-го-ся к «ог-ра-ни-чен-ным ча-ст-ным, до-маш-ним об-стоя-тель-ст-вам в де-рев-не и про-вин-ци-аль-ных го-ро-дах» [Ге-гель о «Луи-зе» Фос-са (1784 год) и «Гер-мане и До-ро-тее» И. В. Гё-те (1797 год) // Ге-гель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288-289], а так-же как «из-вест-ное наст-рое-ние ума, спо-соб чув-ст-во-ва-ния» (Гум-больдт В. фон. Эс-те-ти-че-ские опы-ты. Пер-вая часть. О «Гер-ма-не и До-ро-тее» Гёте // Гум-больдт В. фон. Язык и фи-ло-со-фия куль-ту-ры. M., 1985. C. 244).

Ин-те-рес эпо-хи, в идео-ло-гическое по-ле ко-то-рой во-шла те-ма ин-ди-ви-ду-аль-но-го че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, сов-пал с ин-те-ре-са-ми жан-ра, из-на-чаль-но об-ра-щён-но-го к при-ват-но-му су-ще-ст-во-ва-нию: идиллия пред-ста-ла как по-эзия сча-ст-ли-во-го бы-та, «оп-рав-да-ние те-лес-ной ре-аль-но-сти сча-сть-ем её» (Л. В. Пум-пян-ский). В этом но-вом, рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле идил-лич-ны боль-шин-ст-во дру-же-ских по-сла-ний начала XIX века («Ев-ге-нию. Жизнь Зван-ская» Г. Р. Дер-жа-ви-на, 1807 год; «Мои пе-на-ты» К. Н. Ба-тюш-ко-ва, 1811-1812 годы), а так-же мно-го-численные по-этические «по-хва-лы сель-ской жиз-ни» (вплоть до пуш-кин-ской «Осе-ни», 1833 год) и «при-зы-ва-ния в де-рев-ню». Сча-ст-ли-вый идил-лический быт ок-ру-жа-ет се-мью Ла-ри-ных в «Ев-ге-нии Оне-ги-не» Пуш-ки-на (1823-1830 годы), ге-ро-ев по-вес-ти

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ

(этим. см. предыд. слово). 1) название поэтических произведений, воспевающих простую жизнь пастухов, рыбаков, поселян, полную чистоты и невинности. 2) простая, мирная жизнь.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ИДИЛЛИЯ

1) жизнь простая, полная мира, любви и нежности, без тяжелых забот и борьбы; 2) картина, на которой изображается сцена мирной, счастливой жизни из быта поселян, далеких будто бы от забот и борьбы; 3) поэтическое произведение в этом же роде, когда действительность прикрашивается и даже искажается в угоду чувствительности и сентиментальному прекраснодушию.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ИДИЛЛИЯ

1) сельская картина, рисующая в привлекательных красках сцены из жизни и быта простых классов народа; 2) подслащенная действительность.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ИДИЛЛИЯ

[гр. eidyllion ] - 1) лит. поэтическое произведение, изображающее счастливую, безмятежную жизнь на лоне природы; 2) мирная, счастливая, гармоническая жизнь, преимущественно на лоне природы.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Иди́ллия

(гр. eidyllion)

1) одна из форм буколики, существовавшая в античной поэзии и развивающаяся в европейской литературе; рисует эпизоды или обстановку мирной, нередко семейной жизни на лоне природы, уделяя особое внимание описанию счастливых любовных переживаний;

2) перен. мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омрачаемое существование (обычно ирон.).

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Идиллия

[или ], идиллии, ж. [греч. eidyllion – картинка ] (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Идиллия

и, ж. (фр. idylle греч. eidyllion).
1. Жанровая разновидность буколики : поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы.
|| Ср. пастораль .
2. перен. , ирон. Мирное, счастливое существование. Семейная и .
Идиллический - являющийся идиллией 1, 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИДИЛЛИЯ" в других словарях:

    АНТИЧНАЯ. Термин «идиллия» (eidyilion, уменьшительное от eidos вид, как технический музыкальный термин песенный лад) означает по одному толкованию «картинку», по другому, более правдоподобному, «песенку», в древности не покрывал собой… … Литературная энциклопедия

    - (от греческого слова эйдиллион, буквально маленькаякартина). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Идиллия - (Анапа,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: ул Черноморская 14, Анапа, Россия … Каталог отелей

    Эклога, пастораль Словарь русских синонимов. идиллия сущ., кол во синонимов: 2 пастораль (1) экло … Словарь синонимов

    - (греческое eidyllion картинка, уменьшительное от идея), поэтический жанр (в античности вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И.В. Гете). В переносном… … Современная энциклопедия

    - (греч. eidyllion) поэтический жанр (в античности вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле мирное беззаботное существование… … Большой Энциклопедический словарь

    - [или], идиллии, жен. (греч. eidyllion картинка) (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Живущая спокойно, безмятежно и счастливо. Вид поэзии. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

    ИДИЛЛИЯ, и, жен. 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. перен. Мирное, счастливое существование (часто ирон.). | прил. идиллический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Жен. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический, к сему роду словесности относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • Идиллия - I Иди́ллия (греч. eidýllion) мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда - в ироническом смысле). II Иди́ллия (греч. eidýllion) одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики (См. Буколика)). Большая советская энциклопедия
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ ж. небольшой рассказец, поэма, мечтательного сельского быта. Идиллический к сему роду словесности относящ. Толковый словарь Даля
  • идиллия - -и, ж. 1. лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. 2. ирон. Мирное, безмятежно-счастливое, ничем не омрачаемое существование. Малый академический словарь
  • идиллия - [или], идиллии, ж. [греч. eidyllion – картинка] (книжн.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Большой словарь иностранных слов
  • ИДИЛЛИЯ - ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - поэтический жанр (в античности - вид буколики) - изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически). Большой энциклопедический словарь
  • идиллия - орф. идиллия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • идиллия - сущ., кол-во синонимов: 2 пастораль 1 эклога 4 Словарь синонимов русского языка
  • идиллия - идиллия I ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики. II ж. Безмятежное, счастливое существование. Толковый словарь Ефремовой
  • идиллия - Идиллия, идиллии, идиллии, идиллий, идиллии, идиллиям, идиллию, идиллии, идиллией, идиллиею, идиллиями, идиллии, идиллиях Грамматический словарь Зализняка
  • идиллия - ИДИЛЛИЯ -и; ж. [греч. eidyllion - картинка]. 1. Лит. Небольшое поэтическое произведение, изображающее идеализированную, безмятежную жизнь сельских жителей на лоне природы. Читать идиллии и эклоги. 2. Мирное безмятежно-счастливое существование. Домашняя и. Предаваться идиллии. ◁ Идиллический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  • идиллия - ИД’ИЛЛИЯ [или], идиллии, ·жен. (·греч. eidyllion - картинка) (·книж.). 1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит.). 2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон.). Толковый словарь Ушакова
  • идиллия - иди́ллия через нем. Idylle (получило распространение в XVIII в. благодаря Эв. Клейсту и Гесснеру; см. Шульц–Баслер I, 281) или франц. idylle из лат. idyllium от греч. εἰδύλλιον: εἶδος "вид, образ". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • Словарь Ушакова

    Идиллия

    иди ллия [или], идиллии, жен. (греч. eidyllion - картинка) (книж. ).

    1. Поэтическое произведение, изображающее жизнь на лоне природы (лит. ).

    2. Безмятежно-мирная, счастливая жизнь, бытовая сценка житейского благополучия (ирон. ).

    Фразеологический словарь русского языка

    Идиллия

    Аркадская идиллия - спокойная, размеренная жизнь

    Античный мир. Словарь-справочник

    Идиллия

    (греч. eidyllion - картинка)

    в др.-гр. лирике стихотв., содержащее закон, бытовую сценку или живописную пейзажную зарисовку. Понятие И. впервые встречается в лит. обиходе в I в. до н. э. применительно к твор-ву Феокрита. Благодаря тому, что нек-рые из его соч. создавали образ безмятежного покоя на лоне природы, понятие И. приобрело впос. значение, свойственное ему в Новое вр.

    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Идиллия

    (греч. eidyllion ) - жанровая разновидность, изображающая мирную добродетельную сельскую жизнь на фоне прекрасной природы.

    Рб: роды и жанры литературы

    Род: буколика

    Перс: Феокрит, И. Фосс, Вергилий, И.-В. Гёте

    * "От античных образцов идиллия унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы, интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия получила в XVII-XVIII вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины XVIII в. - в России" (И.В. Шталь). *

    Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

    Идиллия

    , и , ж.

    1. Поэтическое произведение, изображающее безмятежную жизнь на лоне природы.

    2. Мирная спокойная жизнь, близкая к природе.

    * Идиллия нынче не в моде, и я сам вовсе не люблю ее . // Чернышевский. Что делать //*; В эти дни он [Никитин] принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии . // Чехов. Учитель словесности // *

    Татарские женские имена. Словарь значений

    ИДИЛЛИЯ

    Живущая спокойно, безмятежно и счастливо. Вид поэзии.

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    Идиллия

    И, ж.

    1. Поэтическое произведение, рассказывающее о тихой сельской жизни среди пастухов и пастушек.

    2. перен. Мирная спокойная жизнь.

    * Безмятежней аркадской идиллии закатятся преклонные дни... (Н. Некрасов). *

    || прил. идиллический , -ая, -ое.

    * Идиллическая картина. *

    Энциклопедический словарь

    Идиллия

    (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете). В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).

    Словарь Ожегова

    ИДИ ЛЛИЯ, и, ж.

    1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы.

    2. перен. Мирное, счастливое существование (часто ирон.).

    | прил. идиллический, ая, ое.

    Словарь Ефремовой

    Идиллия

    1. ж. Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики.
    2. ж. Безмятежное, счастливое существование.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Идиллия

    (от греческого слова "эйниллион", буквально - "маленькая картина") - Под И. подразумевается род искусственной (не народной) поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простых людей, приходящих в непосредственное общение и coприкосновение с природой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией" (см.); это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается. Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель между утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делать воззвание к возвращению горожанина на лоно природы и к естественности в сфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родов литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Уже в Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) или буколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляется в позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы. Калидаса, живший около 50 г. до Р. Х., написал лирический сборник "Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы и сельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллической драмой. Джаядева, поэт XII в. по Р. Х., в идиллической поэме "Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе; слог поэмы напоминает песнь Песней. В китайской поэзии времени династии Тангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь к природе и настроениям ею вызываемым. В истории арабской литературы после Магомета прославились своими И. поэты Ибн-Дорейд (ум. 933 г.) и Тиграи (ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, в позднейший, александрийский период литературы, когда, с потерей политической и национальной свободы, в поэзии стали преобладать индивидуалистические мотивы. Одновременно с эротической лирикой появилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве. Дорийские пастухи в Сицилии издавна имели свою поэзию пастушескую или буколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считался полумифический пастух Дафнис (см.). Эта поэзия изображала судьбы Дафниса или обычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песни пелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикой и, значит, с примесью драматического элемента. Уже сицилийский лирик Стезихор (ок. 610 до Р. Х.) подражал пастушеским песням, воспевая любовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этим народным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. X. Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки из быта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокрит воспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровой деревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговор двух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, который смеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать. Юмор и грация идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, и утонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность. Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой и может служить примером "мима", представителем которого был современник Эврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон был древнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манер русск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит, облагородив ее и придав ей строго-метрическую и художественную форму. Подражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматический элемент (диалог) и описание (пейзаж) отступают на второй план; преобладает лирика. Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчасти манерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться в августовский период литературы, представлявший много аналогий с периодом александрийским. Вергилий в своих десяти И., названных им "эклогами" и соединенных в сборник под названием "Буколики", усвоил только внешнюю манеру Феокритовой И. На самом деле, в И. Вергилии нет главного: природы и настроения. Вергилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонко намекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклога является хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллиона и Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п. Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно на читателей образованных. "Георгики" Вергилия под понятие И. подходят лишь постольку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборника вредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могут служить образцом И.; несомненно, однако, что преобладающее настроение лирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" - мораль природных инстинктов, развившихся на лоне природы вне общественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Вергилия нашла подражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже с полной откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесь совершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса к античной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, в подражание Вергилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах; поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Его примеру последовал Аламанни (1495-1556), писавший эклоги и в своем "La colt î vazione" подражавший "Георгикам" Вергилия. Одновременно с сантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелести пастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия. Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером, назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же время зарождается новый род И.: драматическая И. или "пастораль" (пастушеская драма). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных" и "комических" пастухов (pastori eroici, pastori comici) - как в "Жнецах" Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо, в подражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il pastor fido). Как только пастораль стала средством для прославления высокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок.

    Из Италии И., в конце XVI в., перешла во Францию, через посредство Ронсара и его кружка ("Ple ïade franç aise"). Во французской литературе XVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства характер, благодаря влиянию двора Людовика XIV. Поэтесса Дезулиер, прославившая этого рода И., получила прозвище "десятой музы". Кроме нее на поприще И. выдвинулся Делиль, писатель XVIII в., переводчик "Георгик" Вергилия, автор "Садов" и "Французских георгик", произведения крайне аффектированного. Таким образом развитие И., как самостоятельного рода поэзии, прекратилось и выродилось в подражательную буколическую поэзию. В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVII в. в Нюрнберге был основан "Пегницов орден" (по имени реки, протекающей через Нюрнберг) или общество пегницовых пастушков. Общество имело значение, как противодействие педантизму, господствовавшей поэтической партии, но в развитии И. роли не играло. В XVIII в. появляется И. в виде подражания французским образцам; создатель ее - Геснер, как автор "Idyllen", считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачений Гердера. В том же роде были написаны И. Фосса, который только своей "Луизой" дал первый образец национальной и художественно-правдивой И. Ранее Фосса, в Англии, Джемс Томсон (1700-1748) своими "Временами года" (The Seasons) сделал первый опыт новой, самобытной и народной И.: его пейзаж - настоящий северный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимы к лету, а его герои - не слащавые пастушки, а настоящие английские крестьяне. Поворот в сторону художественного реализма, сделанный литературой XI X в., отразился и на И., которая становится вполне самостоятельной и принимает национальный отпечаток. Самый род И. расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером которой могут служить "Алеманские стихотворения" Гебеля и знаменитая идиллическая поэма Гете: "Герман и Доротея". В этой поэме уже нет и следов ложноклассической буколики: поэт воспевает мелкое немецкое мещанство, не вполне удалившееся от влияния природы и земледельческого труда; это - поэзия бюргерского довольства, зеленых стаканчиков с рейнвейном, семейной патриархальности и девичьей скромности, поэзия национального благодушия (Gem ü th"a), столь напоминающего "золотую посредственность" Горация; все это национально и вполне оригинально. Идиллия Гете "Der neue Pausias" (известная русским по переводу А. Майкова: "Поэт и цветочница") рисует милую и болтливую юную пару влюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это - не подражание, но самостоятельное воспроизведение античной жизни. Предметом И. XIX в. становится выражение всякого непосредственного и сильного, природного чувства. У Мюссе, под названием "Idylle", передан спор двух друзей о любви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой - в материалистическом духе (отголосок "Жнецов" Феокрита). Точно так же в "Bergidyll", Гейне, мы не находим никаких устарелых атрибутов старой И.: пастухи из современной И. исчезли, остались - природа и близкие к ней люди. Идиллический элемент стал весьма значительной составной частью нового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам из народной жизни; много И. в романах Ауэрбаха - в Германии, Диккенса - в Англии, Жорж Санд - во Франции.

    В Poccиu И. появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в. Сумароков, Княжнин, Владимир Панаев усердно переводили и переделывали французскую И. В 1777 г. вышли "Георгики" Вергилия, в переводе В. Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: "Златый век Дафниса", Геснера. Воейков перевел "Сады или искусство украшать сельские виды", Делиля (1816), а также эклоги Вергилия, Мерзляков - идиллии Дезулиер (1807). В XIX в. И. сделала новый шаг в своем развитии, благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшему подражания французским И. Жуковский и Карамзин, благодаря сантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в сфере И. не создали. Пушкин, специально И. не писавший, дал, однако, несколько образцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающих деревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающих простонародный быт русских крестьян и кавказских горцев). Пушкин окончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников. Образцом новой И. может служить "Рыбная ловля" Майкова, в которой мастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосы России. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе; народничество благоприятствовало развитию этого элемента ("Рыбаки" Григоровича, "Устои" Златовратского). Очерк Тургенева "Бежин луг" (в "Записках охотника") - образец И. в прозе: необыкновенно гармонически слилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоров крестьянских мальчиков.

    Вс. Чешихин.

    Словари русского языка