Название храма всех богов в древнем риме. Что такое пантеон? Римский и греческий пантеоны. Экскурсии в Пантеон

Название храма всех богов в древнем риме. Что такое пантеон? Римский и греческий пантеоны. Экскурсии в Пантеон

Пантеон — архитектурно-исторический памятник античности, одна из значимых достопримечательностей Рима. Задуман как храм всех древнеримских богов, однако после падения Римской империи был переосвящён в католический храм святой Марии и Мучеников.

Загадочная история Пантеона

Пантеон — самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Когда, как и кем он был построен точно неизвестно. Предполагается, что строительство храма было закончено в 27 году до нашей эры под покровительством римского государственного деятеля Марко Випсанио Агриппы. После нескольких пожаров Пантеон сильно пострадал и в 124 году нашей эры при императоре Адриане был перестроен и приобрел современный вид.

Хотя новый храм сильно отличался от первоначального здания, император Адриан хотел воздать должное Агриппе и оставил на фасаде здания оригинальную надпись с бронзовыми буквами:

Латинская надпись «М.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FECIT» дословно переводится как «Марко Агриппа, сын Луция, построил во время своего третьего консульства».

После падения Римской империи Пантеон был заброшен в течение нескольких столетий и только в 608 году византийский император Фока передал его папе римскому Бонифацию IV, который посвятил античное сооружение святой Марии и всем Мученикам. В период объединения Италии (1871—1894) Пантеон служил крепостью для королей.

Существует еще одна теория, согласно которой Пантеон построен в Средние века. Сторонники этой версии оспаривают почти 2000-й возраст храма, поскольку античное сооружение отлично сохранилось до наших дней, а ведь оно построено из кирпичей и бетона, эксплуатационный срок которых намного короче.

Легенды

Пантеон окутан удивительными историями и легендами. Одно поверье гласит, что сооружение было построено на том месте, с которого вознесся на небеса легендарный Ромул — основатель Рима. В другом поверье говорится, что окулюс, отверстие в куполе, был создан дьяволом, спасающимся от храма Бога. Еще одна легенда сообщает, что Кибела, древнегреческая божественность, почитаемая как Великая Мать богов, появилась во сне Агриппе, чтобы просить о строительстве храма.

Пантеон - архитектурный шедевр Рима

Римский Пантеон является революционным зданием в древнеримской архитектуре. Его особенность заключается в идеальных пропорциях: внутренний диаметр купола соответствует высоте храма, и в результате этого сооружение имеет сферическую форму. Создателем Пантеона считается сирийский архитектор и инженер Аполлодор из Дамаска.

Античный храм состоит из большой ротонды, накрытой полусферическим куполом, и 16 коринфских колонн, поддерживающих фронтон. Как и прежде, большая часть здания облицована мрамором, но за многолетнюю историю Пантеона коснулись изменения снаружи и в некоторых местах виднеется кирпичная кладка.

Как наиболее сохранившийся пример римской монументальной архитектуры, Пантеон оказал огромное влияние на западную архитектуру. Построено много знаменитых зданий, которые отражают структуру Пантеона с портиком и куполом: церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане, базилика Сан-Франческо-ди-Паола в Неаполе, церковь Гран Мадре ди Дио в Турине, университет Томаса Джефферсона в Филадельфии, Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.

Купол Пантеона

На сегодняшний день полусферический купол римского Пантеона диаметром 43 метра является самым большим в мире куполом, построенным из бетона без арматуры. Для его строительства архитекторы использовали очень легкий раствор, но все равно купол получился очень тяжелым. Чтобы удержать такую огромную полусферу потребовалось увеличить толщину стен до 6 метров.

В центре купола находится окулюс — круглое отверстие диаметром 9 метров, так называемое око Пантеона. Воздух и свет внутрь храма попадают только через это отверстие, так как окон в здании нет. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в полу предусмотрены специальные дренажные каналы, которые собирают воду.

Что внутри

Внутреннее убранство Пантеона не менее великолепное, чем снаружи, хотя за долгие века исчезло много статуй и позолоченных бронзовых украшений. С 15 века храм начали обогащать фресками. Самой известной из них является «Благовещение» Мелоццо да Форли.

В храме есть семь ниш, размещенных парными колоннами, которые первоначально служили для поклонения божествам, связанных с культом планет: Солнцу, Луне, Венере, Сатурну, Юпитеру, Меркурию и Марсу. Когда Пантеон освятили в христианскую базилику, эти ниши использовали для установки алтарей и гробниц известных людей.

Захоронения в Пантеоне

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и все церкви, стал местом погребения выдающихся людей. Здесь покоятся священники, известные деятели культуры, и даже короли: Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает гробница живописца Рафаэля Санти.

Полезная информация

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Пантеон расположен в центре города, рядом находится вся туристическая инфраструктура итальянской столицы: различные кафе, рестораны, магазины, экскурсионные бюро, достопримечательности и .

На площади перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры. По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Как добраться

Поскольку ближайшая станция метро Cavour находится в 2 км от Пантеона, удобнее добираться на автобусе.

На автобусе доехать до одной из следующих остановок:

  • Rinascimento — № 30, 70, 81, 87;
  • Argentina — № 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87;
  • Corso/Minghetti — № 62, 63, 83, 85.

Часы работы

  • с понедельника по субботу — с 9:00 до 19:30;
  • воскресенье — с 9:00 до 18:00;
  • праздничные дни — с 9:00 до 13:00.

Вход в Пантеон бесплатный .

Среди других бесплатных достопримечательностей Рима также стоит выделить мемориальный комплекс Витториано на площади Венеции, построенный в честь Виктора Эммануила II - первого короля объединенной Италии. На его территории находятся музеи и смотровая площадка.

Римский Пантеон на карте Рима

Пантеон — архитектурно-исторический памятник античности, одна из значимых достопримечательностей Рима. Задуман как храм всех древнеримских богов, однако после падения Римской империи был переосвящён в католический храм святой Марии и Мучеников.

Загадочная история Пантеона

Пантеон — самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Когда, как и кем он был пос..." />

(итал. Pantheon) - исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов , однако после падения Римской империи освящён как христианская Церковь святой Марии и Мучеников.

содержание:
Практическая информация:

Пантеон Агриппы

Пантеон Агриппы

Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» - «все» и «теон» - «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агриппа, друг и зять императора Августа. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму. Стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. Agrippa L F cos Tertium Fecit» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды. Плиний о достопримечательности оставил следующие слова: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди».

Пантеон Агриппы окружала небольшая площадь, мощённая плитами из травертина. На противоположной стороне площади находился Храм Нептуна. Первый Пантеон был уничтожен во время трехдневного пожара в 80 году нашей эры, однако наряду с другими храмами был полностью отстроен во время восстановительных работ императора Домициана. Его руины сейчас расположены на глубине 2,5 метров.

Постройка современного Пантеона (Рим)

Пантеон Агриппы, в очередной раз разрушенный при правлении Траяна (в него попала молния) был полностью перестроен уже императором Адрианом, который написал в своих мемуарах: «Я хотел, чтобы это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу». Поэтому Пантеон Адриана стал фактически новой постройкой.

Найденная в результате исследований маркировка на кирпичах Пантеона, указывает на период 115-127 годов, когда предположительно и велось строительство сооружения по проекту известного архитектора того времени Аполлодора Дамасского. Он спроектировал и построил множество зданий и сооружений в Риме. Например, Термы Траяна, Триумфальную арку Траяна и порт Траяна в Остии. Аполлодор продолжал работать и после смерти Траяна, когда императором стал Адриан.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Архитектура Пантеона

По проекту Аполлодора Пантеон был ориентирован на север, а его размеры значительно увеличены. Сооружение было возведено на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас он расположено даже в неглубокой впадине.


Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем. Потолок купола кессонный и первоначально был позолочен. Свет проникает через «Глаз Пантеона » (окулус) - единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Стены толщиной более шести метров составляют сложнейшую и хорошо продуманную структуру, которая помогает удерживать высокий купол. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем следуют пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Фронтон здания также был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно выполненными Диогеном Афинским. Впоследствии по приказу папы Урбана VIII все бронзовые украшения с фасада были использованы архитектором Бернини при строительстве Базилики Святого Петра. Такой варварский поступок послужил поводом для знаменитого в то время пасквиля: «Что не сделали варвары - сделали семейство Барберини» («quod non fecerunt barbari - fecerunt Barberini»).

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. В пронаосе находились статуи императора Августа и Агриппы.

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в XVI веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены внутри покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам - Солнцу и Луне. На верхнем уровне над этими нишами расположены помещения, куда можно попасть через внешнюю галерею. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Это были статуи самых почитаемых богов римской мифологии (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн).

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

История Пантеона после падения Римской империи

Пантеон был спасён от уничтожения в эпоху раннего Средневековья, благодаря тому, что в 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV, который превратил сооружение в церковь. На следующий год Пантеон был торжественно освящён как Церковь святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Название было дано в честь мощей христианских мучеников, которые были перевезены из катакомб Рима в Пантеон. Однако в 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим, вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале VIII века время правления Папы Григория III здание покрыли свинцовой крышей. До XIV века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне). В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини.

Сразу же после превращения храма в церковь, все предметы, связанные с языческим культом были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появился алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны. Оригинальная икона сейчас находится в Ватикане. В 1840 году был добавлен хор, разработанный Луиджи Полетти.

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в других расположены семь статуй святых: святого Анастасио, святой Агнес, Мадонны дель Какко, святой Эрасио, святой Николай, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.

Захоронения в Пантеоне (Рим)

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. В частности, здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский - великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Также здесь находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой. Король в 1900 году был застрелен монархистом, а Маргарита умерла спустя 36 лет. Королевские гробницы охраняются волонтёрами Национального института почётной охраны, основанного в 1878 году.

Пантеон одно из немногих сооружений Античности, сохранившихся в состоянии, которое даёт нам полное представление о монументальной архитектуре Древнего Рима. Несмотря на все перипетии выпавшие за минувшие столетия, Пантеон и сегодня остаётся символом величия Римской империи.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.


Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.


Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.


Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.


Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).


В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.