Мотивация ребенка к учебе: учимся с удовольствием. В чем заключается секрет формирования устойчивой мотивировации ребенка к учебе

Мотивация ребенка к учебе: учимся с удовольствием. В чем заключается секрет формирования устойчивой мотивировации ребенка к учебе

В процессе обучения у школьников возникает немало проблем (конфликты с одноклассниками и учителями, плохое поведение), однако чаще всего родителей тревожит нежелание ребёнка усваивать материал.

Чтобы повысить успеваемость своего любимого чада, многим мамам и папам нередко приходится использовать силовые методы, когда уговоры и убеждения не помогают. Сразу отметим, что давление и физическая сила – не решение проблемы, а усугубление ситуации, потеря контакта с ребёнком. К тому же, если угрозы и запугивания в младшем школьном возрасте могут дать желаемый результат, то в подростковом данный метод перестаёт работать. Что же может заставить ребёнка учиться? Ответ простой – высокая мотивация к учёбе.

Основные виды мотивации

В психологии различают несколько видов мотивации, но в процессе обучения ключевое значение имеют два из них – внутренняя и внешняя. Рассмотрим оба понятия.

Понятие внешней мотивации для учёбы предполагает использование побуждающих явлений, не связанных с самим процессом получения знаний. Результат обусловлен внешними факторами. Данный вид очень действенен, но, как правило, он имеет краткосрочный эффект. Иными словами, вы можете пообещать купить дорогой телефон или планшет своему ребёнку, если он закончит семестр с отличием, но это вовсе не значит, что после получения желаемого подарка ваше чадо будет учиться так же хорошо, как и прежде.

В отличие от внешней, особенности внутренней мотивации учёбы связаны с самим содержанием деятельности. Такие меры позволяют добиться желаемого результата на длительный срок.

К внутренней мотивации на учёбу относятся:

  • познавательные мотивы – стремление получать новые знания;
  • социальные мотивы – стремление добиться успеха в жизни, поступить в престижный университет и получить высокооплачиваемую работу;
  • – желание добиться высоких результатов, опередив всех своих конкурентов;
  • мотивация избегания неудачи – стремление получить хорошие оценки, чтобы не сталкиваться с негативными последствиями, которые влечёт за собой промах.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Особенности мотивации в учёбе могут меняться в течение всей жизни под воздействием различных факторов. Поэтому главное, что необходимо сделать родителям – заинтересовать школьника самим процессом получения знаний. Добиться это несложно, конечно, если приложить усилия со своей стороны и придерживаться очень простых, но невероятно эффективных правил.

  • Удовлетворяйте любознательность ребёнка

Как бы вы ни устали и какой бы ни была ваша занятость, ни один вопрос ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте, не должен остаться без ответа. Удовлетворяя любопытство своего любимого чада, вы формируете у него интерес к познанию мира.

  • Поощряйте увлечения

У ребёнка в любом возрасте могут возникнуть разные познавательные увлечения. Поощряйте их даже в том случае, если они кажутся вам бессмысленными и неперспективными. Если ваш ребёнок увлёкся астрономией, купите ему соответствующую литературу, телескоп или билет в планетарий. Если же его интересует музыка, отправьте своё чадо учиться в специализированную школу. При этом действуйте постепенно и не давите на ребёнка, а, наоборот, позвольте ему самому найти своё хобби, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

  • Создайте мотивационную среду

На формирование мотивационной сферы школьника влияет не только воспитание. Имеют значение и окружающие условия. Поэтому, чтобы заинтересовать своё чадо в получении новых знаний и заставить его хорошо учиться, создайте ему правильную мотивационную среду. Запишите ребёнка в кружок, посещайте с ним различные выставки, семинары и конференции. Особенно важно это для подростков, которым предстоит .

  • Позаботьтесь о хорошем окружении

В жизни каждого школьника важную роль играет его окружение. Если ребёнок учится в «слабом» классе, где учителя уделяют недостаточно внимания качеству процесса, задумайтесь о том, чтобы перевести его в иную школу. Ведь, как известно, успехи других людей (в данном случае одноклассников) мотивируют на достижение высоких результатов. Но в то же время соблюдайте баланс между отдыхом и учёбой, не допускайте высокой нагрузки в школе, особенно в младших классах, поскольку именно она нередко становится причиной спада интереса к процессу получения знаний.

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

Никогда не акцентируйте внимание на плохих отметках своего ребёнка, сравнивая их с оценками братьев, сестёр или одноклассников. Не забывайте, что вы – в первую очередь союзник, а ваша цель – заинтересовать учиться, а не унизить.

  • Воспитывайте ребёнка на личном примере или примере успешных людей

Если вы достигли в жизни многих побед (например, стали чемпионом по плаванью или директором крупной компании), говорите об этом своим детям. Но лучше всего купите им книгу с биографиями успешных и знаменитых людей, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько важен умственный труд.

  • Создайте комфортную среду обучения

Ваши дети будут учиться намного лучше, если у них будет всё, что для этого нужно. Многие родители не могут понять, каким образом дорогой дневник и модный рюкзак могут повлиять на качество обучения. Однако психологи доказывают, что красивые вещи дарят человеку эстетическое наслаждение и стимулируют его к достижению новых высот.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если сформировать интерес к учёбе в младшем школьном возрасте достаточно просто, то с подростками дело обстоит намного сложнее. У них уже есть определённое мировоззрение, отношение к школе, ВУЗу, работе и будущей жизни. Поэтому, если подросток потерял интерес к обучению, повысить его мотивацию в учёбе не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Безусловно, лучший способ сподвигнуть подростков на получение новых знаний – донести до них мысль о том, что образование – это не просто прихоть взрослых, а возможность добиться успехов в будущем, получить хорошую работу и сделать замечательную карьеру. В данном случае психологи рекомендуют проявлять максимум внимания к обучению ребёнка. Вы всегда должны знать, как прошёл день вашего сына или дочери в школе, что стало причиной плохой отметки или замечания в дневнике. Не забывайте, какой бы ужасной ни была ситуация, вам необходимо находиться стороне ребёнка и морально его поддерживать. Иначе в случае очередной неудачи он опустит руки и перестанет бороться за успех.

Ещё один верный способ повышения мотивации в учёбе у подростков – показать им на примере других людей, насколько тяжёлой и бедной является жизнь без образования. Если ваш ребёнок отказывается учиться, предложите ему поработать во время каникул дворником, разносчиком пиццы или расклейщиком объявлений, и вы увидите, насколько подростка к получению знаний.

Таким образом, методы мотивации для учёбы могут быть различны. Но это, прежде всего, работа взрослых. Это систематический контроль со стороны родителей и их включение в жизнь ребёнка, его интересы и увлечения. И хотя основные знания детям даёт школа, именно на плечи мам и пап ложится ответственность за то, чтобы их малыши осознали всю ценность образования и уверовали в то, что получение новой информации – это не только важно и полезно, но и очень интересно.

Как мотивировать себя на учебу: 12 советов психологов + мотивация студентов Гарварда + реальная история + 10 голливудских звезд с блестящим образованием.

Учеба – не ваша сильная сторона, ведь на книжной полке мирно припадает пылью учебник по английскому языку, конспект по всемирной истории волшебным образом превратился в кулек для жареных семечек, а брошюрка с правилами дорожного движения отправилась в бабушкину печь.

А сами вы еще пылью не припали? Так вам точно не светит . Так что давайте-ка возьмемся за ум и выясним, как мотивировать себя на учебу .

12 золотых советов от психологов, как мотивировать себя на учебу: IQ будет просто зашкаливать!

На учебу мотивировать себя помогут проверенные советы психологов:

    Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах.

    Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

    А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

    Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу.

    И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.

    Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник.

    И задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, Не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.

    Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами.

    Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.

    Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах.

    Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.

    Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 – явный перебор.

    Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга.

    Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

    Настоящих эстетов (а мы уверенны, что вы – именно такой/такая) мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов.

    Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а на вокруг вас – «хаос и анархия».

    «Я всю свою сознательную жизнь мечтала побывать в Лондоне. И начиная с пятого класса, все тетрадки для учебы у меня были с Биг Беном или красными двухэтажными автобусами, а над рабочим столом висел британский флаг.
    Когда хотелось выть от повторения неправильных английских глаголов, эти мелочи помогали мотивировать себя на дальнейшую учебу. И знаете что? В сентябре я еду в Лондон по программе студенческого обмена. Мечты сбываются!» — рассказывает Людмила из Киева.

  1. Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:

    • никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы – обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;
    • позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы : ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».

      Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!

      поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой , иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную , а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.

      Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;

  2. Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе.

    Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».

    Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться.

    Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!

    Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя.

    Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.

    Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу.

    Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

«Мой секрет успешной учебы – реальная оценка своих сил и железная сила воли. То есть когда я знаю, что мне нужно выучить 15 вопросов за 3 дня и я могу это сделать, то буду зубрить по 5 тем в день, даже если вокруг меня шаманы вуду устроят ритуальные пляски, а Жизель Бюндхен будет зазывать на свидание» , — делится своим опытом о том, как мотивировать себя на учебу, студент из Москвы Сергей.

15 советов от студентов Гарварда, как мотивировать себя на учебу: так и хочется засесть за книги!

Вот утверждения, которыми себя мотивируют студенты такого элитного учебного заведения, как Гарвард:

История о Наталье, лени и огурцах: что будет, если не «париться»?

Каждое утро, отправляясь по своим делам, автор статьи «срезает» дорогу через городской овощной рынок.

И проходя мимо одного из прилавков, cтарается «прошмыгнуть» как можно быстрее, потому здесь торгует овощами ее бывшая однокурсница Наташа – спутанные волосы, тусклая кожа и грязные, с обломанными ногтями руки. Есть подозрение, что и румянец на щеках не от девичьей стеснительности, а от крепкого алкоголя.

А ведь когда-то в университете Наталья подавала большие надежды и даже окончила аспирантуру.

Правда, кандидатскую диссертацию так и не защитила: не хватило как раз тех самых внутренних сил, чтобы мотивировать себя на учебу, когда атаковала несчастная любовь, конфликты с родственниками и «скандалы, интриги, расследования» на кафедре, где девушка числилась аспиранткой.

Наташа даже не попыталась устроиться на или хотя бы более престижную, чем продавцом на рынке. Перегорела и сдалась, не мотивировала себя на дальнейшее развитие…

Страшно? То-то же… Берем себя в руки и настраиваемся на учебу!

10 блестяще образованных голливудских звезд, которые точно знают, как мотивировать себя на учебу

Если вы оправдываете то, что не можете мотивировать себя на учебу, отсутствием времени, подумайте, больше ли вы заняты, чем эти знаменитости-интеллектуалы:

  • Дольф Лунгрен;
  • Мадонна;
  • Эдвард Нортон;
  • Кейт Бекинсейл;
  • Ева Лонгория;
  • Эмма Уотсон;
  • Девид Духовны;
  • Джоди Фостер;
  • Джеймс Франко;
  • Мэгги Джилленхолл.

Ну что, вы продолжаете сетовать на судьбу-злодейку, которая буквально за волосы оттаскивает вас от книг?

Вопросом «Как мотивировать себя на учебу?» задаются множество нерадивых школьников и студентов, но есть и то счастливое меньшинство, которым это уже удалось.

Как не лениться и взяться за учебу?

О секретах мотивации вы узнаете, посмотрев этот ролик:

Мы искренне надеемся, что после прочтения наших советов, вы станете один из тех «избранных», которым грызть гранит науки в кайф.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)

Учеба занимает важное место в процессе познания ребенком окружающего мира. Обучаясь в школе, дети не только получают необходимые знания по предметам, но и учатся общаться, правильно взаимодействовать друг с другом. Большинство людей, став взрослыми, с особым теплом вспоминают свои школьные годы, беззаботное и счастливое время. Но не всегда ребенок ходит в школу с удовольствием. К сожалению, довольно часто естественная тяга к знаниям ослабевает под влиянием каких-либо внешних факторов. Как мотивировать ребенка к учебе, если он не хочет учиться? Советы психолога помогут родителям разобраться в этом непростом вопросе.

Причины отсутствия мотивации к учебе

Чем обусловлено нежелание ребенка учиться? На это существует несколько причин. Как часто родители стремятся излишне контролировать своего ребенка, следят над каждым шагом, заставляют делать уроки «из-под палки». Такой настрой не может привести к успеху. Ребенок в этом случае чувствует, что просто отбывает повинность, выполняет скучное и неинтересное дело. Неудивительно, что учеба становится тяжкой обузой, которой, к тому же, нельзя избежать. Ребенок чувствует себя, точно в ловушке и не видит выхода. Учителя и школа предъявляют к нему определенные требования, дома родители ждут хороших отметок. Все это давит на психику ребенка, не позволяет ему полноценно развиваться и радоваться собственным свершениям.

Учеба должна приносить радость. Когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, то все воспринимается совершенно иначе. Тогда любые преграды преодолеваются с желанием, а учеба становится приятным делом. Советы, изложенные ниже, помогут родителям разобраться в ситуации, понять, как мотивировать любимое чадо получать необходимые знания и испытывать при этом удовлетворение.

Как мотивировать ребенка на учебу? Заботливым маме и папе следует придерживаться некоторых нехитрых советов. Они достаточно просты в применении и не требуют колоссальных усилий.

Поддержка познавательных увлечений

Когда ребенок чем-то интересуется, обязательно поддерживайте его. Дайте понять, что вам небезразличны его увлечения. Очень часто родители по причине занятости отмахиваются от восторженных рассказов детей, не хотят ежедневно их выслушивать. Но ведь ребенок – тоже личность, у него могут иметься свои индивидуальные стремления. Учеба начнет выравниваться тогда, когда ребенок будет увлечен каким-то значимым для него занятием. Не нужно заставлять чадо вовремя делать уроки и стоять у него над душой. Достаточно просто не мешать ему интересоваться окружающим миром, совершать собственные открытия.

Влияние окружения

На то, как у ребенка идут дела с учебой, влияет такой фактор как ближайшее окружение. Причем здесь речь не идет о любящих родственниках. Знаете ли вы, с кем предпочитает дружить ваш сын или дочь? Есть ли у ребенка достойные друзья в классе или он длительное время ни с кем не может подружиться? Отсутствие товарищей может привести к тому, что ребенок замкнется в себе и забросит учебу. Школа – это то место, где происходит множество событий, а не только непосредственно процесс получения новых знаний. Учеба – это не главный мотиватор для ученика десяти-пятнадцати лет. Ему важно выстроить доверительные, гармоничные отношения со сверстниками, только так он сможет почувствовать себя счастливым. Без чувства внутренней самореализации ребенок может даже впасть в депрессию. Личностная значимость рождается из социального одобрения и стремления быть полезным для окружающих. Стоит пересмотреть ближайшее окружение ребенка, если он не справляется с учебной нагрузкой.

Решение школьных конфликтов

Школа – это место, где постоянно что-то происходит. Взаимодействие с одноклассниками и учителями не обходится без конфликтов. Иногда сильная погруженность в какие-то значимые противоречия не позволяет как следует сосредоточиться на учебе. Процесс обучения начинает казаться ребенку скучным, нудным и неинтересным. Он только и ждет окончания уроков, чтобы скорее пойти домой и заняться тем, что ему действительно интересно: поиграть в любимые игры, углубиться в чтение или просмотр телепередачи.

Решение должно происходить мягко, без нажима и психологического давления на ребенка. В первую очередь, стоит разобраться в том, что тревожит вашего ребенка, имеются ли у него внутренние переживания. Как правило, понять, что ребенок испытывает психологический дискомфорт, несложно: он становится замкнутым, апатичным и плаксивым. Некоторые дети настолько уходят в себя, что не хотят лишний раз разговаривать и избегают даже доверительной беседы.

Последствия буллинга

К сожалению, дети иногда отличаются особой жестокостью и непримиримостью по отношению друг к другу. Стоит только ребенку начать чем-то отличаться от сверстников, как он может подвергнуться буллингу. Школьная травля сегодня – не редкость. Оказаться на месте жертвы может любой ребенок, а не обязательно тот, кто имеет физические дефекты. В результате стойкого непринятия ребенка школьным коллективом интерес к учебе в большинстве случаев пропадает. Ребенок часто просто не может полностью сосредоточиться на изучаемом предмете, так как постоянно ожидает от одноклассников нападок и насмешек. Последствия буллинга всегда тяжелые и могут оказывать значительное воздействие на всю дальнейшую жизнь молодого человека или девушки. И если маленький ребенок может попросить помощи у учителей и родителей, то подростки, как правило, ошибочно полагают, что до них никому нет дела. Они считают, что обязаны самостоятельно справляться со всеми возникающими проблемами. Стоит ли говорить о том, что желание ходить в школу может вовсе пропасть?

Реакция на оценки

Многие родители слишком сильно зациклены на учебных отметках ребенка. Порой они начинают переживать, что чадо не дотягивает до уровня «хорошиста» или «отличника», в то время, как сам ребенок демонстрирует безалаберность и несерьезное отношение к учебе. Конечно, при таком подходе высоких результатов быть не может. Ваш сын или дочь должны сами осознавать собственную ответственность. Однако не следует излишне зацикливаться только на оценках. Ведь тогда ребенок может подумать, что сам по себе он никому не нужен, сделаться ко всему безразличным. Нельзя допускать и того, чтобы чадо начало сомневаться в вашей родительской любви. Он должен знать, что при любых обстоятельствах останется нужным и любимым самым близким людям на свете. За хорошие оценки нужно поощрять, но не делать из этого культа. Если ребенка постигла неудача, необходимо разобраться в ситуации. Может быть, он не выучил урок или просто не смог правильно ответить? Анализируйте с ребенком каждую волнующую его ситуацию, тогда он поймет, что родитель – это не строгий контролер, а искренний друг, готовый в любой момент оказать помощь и поддержку.

Помощь в решении проблем

Трудности с обучением бывают у всех. Если ребенок проболел и пропустил какую-то тему, не ждите, что успеваемость восстановится сама собой. Помогите ему разобраться с тем материалом, который изучается в классе. Быть может, восстановить пробел удастся не сразу, зато ребенок сможет почувствовать вашу родительскую поддержку. Прибегая к помощи решения проблем, мальчик или девочка учатся понимать, что нет неразрешимых ситуаций.

Свобода выбора

Многие родители полагают, что ребенка нужно всячески ограждать от негативного влияния. Однако, не позволяя ему принимать решения, мы не сможем научить его самостоятельности. Ответственность за самого себя приходит в тот момент, когда появляется возможность сравнивать, думать, анализировать. Ребенок должен обладать свободой выбора. Нельзя отбирать у человека право голоса ни при каких обстоятельствах. Особенно это касается тех моментов, которые непосредственно связаны с индивидуальностью. Ребенок должен сам решать, какую одежду сегодня надеть, каким видом спорта заниматься, интересны ли ему предметы искусства и т.д. Нельзя лишать ребенка того, что для него является ценным и значительным, как недопустимо и всячески ограничивать его в познании. Учеба – это ведь не только школа и оценки. Процесс познания бесконечен по своей сути.

Баланс между отдыхом и занятиями

Некоторые дети настолько не умеют разделять процесс обучения и отдых, что вскоре сами начинают страдать от переутомления. Родители просто обязаны помочь в этом вопросе, тогда и учеба станет более эффективной. Необходимо научить чадо соблюдать разумный режим дня. Обговорите с ним, в какое время ему лучше и удобнее всего готовить уроки, и старайтесь придерживаться такого графика. У ребенка обязательно должны оставаться свободные часы для того, чтобы общаться со сверстниками, посещать кружки и секции по интересам, играть в любимые игры. Если ребенка всячески ограничить в развлекательных мероприятиях, то он не сможет полноценно учиться. Соблюдение баланса между отдыхом и уроками позволит достичь лучших и больших результатов.

Таким образом, родители должны всячески способствовать успешному процессу учебы в школе, но отказаться от ограничивающего, авторитарного контроля. Ребенок, заручившись такой значительной поддержкой, сможет преодолеть любые преграды. Со временем он научится самостоятельно ставить цели и достигать их.