Виды календарей: древние, современные и специальные. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени

Виды календарей: древние, современные и специальные. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

Для отсчета лет в любой календарной системе необходима исходная точка. Такой отправной момент в счёте годов, называется эрой, от латинского AERO — число, цифра, или по другой версии от первых четырёх букв латинской фразы ‘ab exordio regni Augusti’ — от начала царствования Августа. Такая эра существовала одно время в Александрии.

Понятие эры складывалось очень медленно — лишь с появлением регулярных погодных записей, важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей.

У первобытных народов понятие эры находилось в зачаточной форме. Счёт вёлся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения, наводнения и т.д. В древнейших классовых обществах Востока и Античного мира счёт времени осуществлялся преимущественно по царствованиям. Хронологические записи этих лет указывают, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения определённого фараона или царя. В Ассирии в течение долгого времени события датировались по высшим чиновникам, в Риме — по консулам, в Афинах — по архонтам.

Таким образом, в хронологических записях древности видно крайнее разнообразие, что чрезвычайно мешает созданию достоверной хронологии событий.

В исходной точке нуждается любая календарная система. Отправной точкой летоисчисления могло быть любое важное событие в истории определённого человеческого коллектива. В зависимости, от того, какой характер имело это событие, различают: астрономические, политические и религиозные эры.

Астрономические — эра Кали в Индии. Счёт времени по этой эре вёлся от 18 февраля 3102г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет.

Политические — относятся те эры, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступление на престол различных правителей, с момента освобождения городов от иноземных захватчиков, — например Тир, Сидон, Эдесса: подчинение какого-либо города или территории более сильному противнику.

Таковы эры — Македонская, Ахейская, эра Суллы. Однако эти малые эры имели местное значение, и, как правило, вскоре угасали, поглощенные более мощной системой времяисчисления.

Религиозные — имеют отправным моментом мифические события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр: реальные и фиктивные.

Реальные — за точку отсчета принимается историческое событие. Например, эра Набонассара, занявшего Вавилонский престол 26 февраля 747г. до н.э. Эру Набонассара использовал египетский учёный Клавдий Птоломей (3 в.н.э.) при составлении ‘Канона Царей’ — список царей древности, начиная с правления Набоссанара. Благодаря этому, эра Набоссанара приобрела широкую известность.

Продолжением и видоизменением эры Набоссанара являются ряд других эр, применявшихся летописцами Востока. Такова эра Селевкидов, связанная с битвой при Газе, где основатель династии Селевкидов — наместник Александра Македонского в Сирии — Селевк I одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка этой эры 1 октября 312г. до н.э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

От реального события происходила эра Диоклетиана (по — другому она называется ‘эра мучеников’) — с момента воцарения греко-римского императора Диоклетиана — 29 августа 284г. н.э. Она была распространена в Средневековье.

Самой распространённой эрой была эра ‘От основания Рима’. Основание Рима по ней отнесено Варроном к 21 апрелю 753г. до н.э. и базируется на легендах. Принятая дата вошла в обиход только, а I веке до н.э. при Августе и была изменена на 752г. до н.э. Она применялась западноевропейскими историками до 18 в. Этот счёт удобен для изучения Римской истории и широко используется современными исследователями Древнего Рима.

Фиктивные — эры, в основе которых лежат мифические события, они также называются ‘Мировые эры’. Отправным моментом в ‘Мировых эрах’ принято считать ‘сотворение мира богом’.

Наибольшее распространение в быту и официальных документах приобрели 3 ‘Мировые эры":

Александрийская — была популярна в Греции и употреблялась даже в XX в. у некоторых христианских народов (Абиссинцы, Копты). Она относит сотворение мира к 5501г. до н.э.

Антиохийская — эра, поддерживавшаяся Антиохийскими патриархами, относит сотворение мира к 5969г. до н.э.

Обе эры были вытеснены Византийской — эрой, которая была распространена в Византии и на Руси. Относит сотворение мира к 5508г. до н.э.

Фиктивными эрами являются:

Буддистская эра — от дня смерти Будды в 544г. до н.э.

И самая распространённая в большинстве современных стран мира — Христианская эра /Новая эра/ Anno Domini — от Рождества Христова. Она была создана путем специальных расчётов римским монахам Дионисием Малым в 525г. н.э. (или 241г. н.э. общепринятой в то время Диоклетианской эры). По приказу папы Римского Иоанна I Дионисий составил новую таблицу пасхальных циклов. Не желая вести счёт по годам эры Диоклитиана, известного в истории врага христианства, Доинисий предложил считать года от ‘Рождества Христова’.

Для расчёта даты рождения Христа Дионисий использовал евангельское предание о его распятии в возрасте 30 лет и о ‘чудесном возрождении’ в воскресенье в ‘день первой Христианской пасхи’ — 25 марта. В ближайшем к времени годом, в котором Пасха приходилась на 25 марта, был 279г. эры Диоклетиана. Отсчитав от этой даты 532 года и 30 лет Дионисий Малый ‘установил’, что рождение Христа произошло за 284 года до начала эры Диоклетиана. Если число 30 взято из Евангелия (возраст Христа в день его воскресения), то число 532 именуемое служителями церкви ‘великим индиктионом’, давно использовалось в расчётах пасхалий.

Церковники, присмотревшись к хронологическим выкладкам, Дионисия Малого, вынуждены были признать их полную несостоятельность и долго не решались принять предложенное летоисчисление. Только в VI в. стали появляться в церковных документах даты с указанием на год от ‘сотворения мира’. Постепенно эта эра распространилась на Западе, а к XIX в. её приняли во всех христианских странах. В России она была введена Петром I 1 января 1700г.

Принятие эры предложенной Дионисием Малым было связанно в первую очередь с необходимостью использования пасхальных таблиц. В настоящее время эра Дионисия Малого стало эталоном для фиксирования исторических событий всех эпох.

Широко применяется, возникшее в связи с этим понятие ‘до нашей эры — before Christ’, позволяющее вести счёт стандартными годами назад от первого года до бесконечности. Однако такой способ счёта должен подразумевать наличие нулевого года — 3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 и т.д., но его в нашем исчислении нет. И это обстоятельство необходимо учитывать, совершая хронологические операции. Впервые условное отождествление года предшествующее первому году н.э. с нулевым предложил в 1740г. французский астроном Жак Кассини. Такой счёт лет называется астрономическим. В нём номера всех годов до нашей эры по абсолютному значению будут на единицу меньше исторического счёта. ‘Правило Кассини’ следует учитывать при переводе годов различных эр и номеров олимпиад.

Любая эра, а их известно около 200, условна. Поэтому название ‘фиктивное’ в приложении к определённым эрам следует признать не совсем верной. Для правильного отсчёта времени достоверность события, от которого ведётся счёт, безразлично.

Список литературы

Каменцева Е. И. Хронология.

Пронштейн А. Г., Кияшко В. Я. Хронология.

Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мариупольский государственный университет

Кафедра исторических дисциплин

По специальным историческим дисциплинам

на тему: «Хронология»

Пошен М. В.

г. Мариуполь - 2014 год

Вступление

Единицы счета времени

Вступление

Актуальность темы. Хронология является специальной исторической дисциплиной, ее изучение является очень важным, т.к. на специальности история идет постоянное обращение внимания на методы работы с хронологией, в часности проверка дат, знание различных календарей, единиц счета времени и эр.

Объектом хронологии является летоисчисление.

К предметам изучения хронологии можно отнести: природные и календарные единицы времени, солнечные, лунные и солнечно-лунные календари, древнейшие календарные системы, их взаимоотношения, эры и их виды.

Цель изучения. Изучить последовательность исторических событий и явлений, ознакомиться с системами летоисчисления.

Задачи. Обеспечивать правильное понимание исторического времени.

Историография. Критическим анализом исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII--начале XVIII вв. составивший хронологические таблицы для разных исторических периодов.

В XVIII в. многие историки, в том числе В. Н. Татищев и А. Л. Шлецер, интересовались проблемами хронологии летописания, в XIX в. эти исследования были продолжены академиком И. Ф. Кругом, а позднее -- А. А. Куником и М. П. Погодиным. В первой половине XIX в. вопросами формальной хронологии занимались также В. М. Ундольский, П.В.Хавский, во второй половине века -- Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин.

В 1920--1960 гг. появляется значительное количество трудов, посвященных общим обзорам хронологии: это книги Н. И. Идельсона, В. А. Россовской, И. Ф. Полака, В, К. Никольского, учебные пособия А. М. Большакова (1924), Н. В. Устюгова (1939) и Л. В. Черепнина (1944), в 1960--1980-е гг. Е. И. Каменцевой (позднее А. П. Пронштейна, В. Я. Кияшко, И. П. Ермолаева и некоторые др.); научно-популярные книги С. И. Селешникова, И. А. Климишина. Изучение календаря в 1950--начале 1960-х гг. активизировалось также в связи с выдвигавшимися в ООН проектами реформы календаря. В историографии послевоенного периода внимание уделялось истории календаря в дохристианский период истории Руси, народному календарю, было продолжено изучение творчества Кирика-Новгородца. Изучению хронологии в летописании посвящены работы Н. Г. Бережкова, И. Н. Данилевского, С. В. Цыба, отдельные наблюдения имеются также в более общих работах по истории летописания, например, в книге А. Г. Кузьмина. Техническая сторона хронологических расчетов Древней Руси, преимущественно для периода до XIV в., рассматривается в работах Р. А. Симонова, основные виды календарных таблиц, встречающиеся в древнерусских источниках, методы их использования и проблемы их происхождения рассмотрены в справочной статье А. М. Пентковского.

Практическое значение состоит в том, что знания будут использованы в ходе обучения студентов на факультете истории, а именно в подготовке семинаров, курсовых работ, дипломов, а также при прослушивании лекций.

Структура работы состоит из вступления, двух разделов, вывода и списке литературы.

Единицы счета времени

Основные понятия, или единицы измерения, которыми оперирует хронология, следующие: сутки (смена дня и ночи), месяц (первоначально период полной смены фаз Луны), год (смена времен года). Система времяисчисления, основанная на точно установленном взаимоотношении этих понятий, называется календарем. Термин «календарь» восходит к латинскому слову «caleo» -- «провозглашать» и к производному от этого слова понятию «календы» (первое число месяца в древнем Риме). Собственно термин «календариум» обозначает понятие «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца. Другое значение термина «календарь» -- отражение системы счета времени в письменном виде.

В основу календаря положен солнечный год. Солнечный год может быть «блуждающим», как в Древнем Египте. Здесь, как предполагают, возник древнейший солнечный календарь (IV тыс. до н. э.), в котором продолжительность календарного года была 365 суток, в связи с чем начало года медленно передвигалось в пределах тропического года, приходилось на разные сезоны и через каждые 1460 лет возвращалось на один и тот же момент солнечного года.

Юлианский календарь. Система, основанная на солнечном годе и предусматривающая применение високоса, используется в юлианском календаре, а также, с некоторыми изменениями, в григорианском календаре. В юлианском календаре в качестве средней продолжительности календарного года взята величина 365,25 суток, немного большая, чем длина тропического года. Високосный день, накапливающийся за четыре года и первоначально вставлявшийся как второй день 24 февраля (дважды шестой до мартовских календ, то есть «bissextus»), образует удлиненный (високосный) год.

Начало года у разных народов отсчитывалось по-разному. На протяжении средневековья в Западной Европе использовалось рождественское, январское, мартовское, благовещенское (отстающее от январского на 2 месяца и 24 дня, с 25 марта), пасхальное начало года. В странах Востока до завоевания их мусульманами начало года отсчитывалось чаще всего от осени. В Византии было известно как сентябрьское, так и мартовское начало года. Величина юлианского года (365 дней 6 часов) превышает величину тропического года на 11 минут 14 секунд, что привело к образованию ошибки: каждые 128 лет накапливаются лишние сутки.

Еще в первой половине XIX в. был поставлен вопрос о введении единого всемирного календаря, который был бы и точнее, и удобнее с практической точки зрения. Однако в большинстве этих проектов нарушался принцип непрерывного счета дней в неделе, что противоречит нормам церковного календаря.

В России перейти на григорианский календарь впервые было предложено в 1830 г. учеными Петербургской Академии наук. В 1864 г. профессор Дерптского университета И. Г. Медлер предложил свою систему исправления юлианского календаря: для уменьшения отставания календаря исключать из счета один високосный день каждые 128 лет. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по вопросу о проведении реформы. Решение о принятии реформы не состоялось, прежде всего ввиду необходимости придерживаться юлианского календаря для сохранения вечной (цикличной) пасхалии.

Помимо юлианского и григорианского календарей можно назвать еще одну известную попытку создания солнечного календаря, максимально приближенного к продолжительности тропического года. Это календарь Французской революции, введенный постановлением Национального Конвента от 5 октября 1793 г. и просуществовавший до 1 января 1806 г. Счет лет в этом календаре велся со дня уничтожения королевской власти и провозглашения республики -- с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия. Каждый из 12 месяцев нового календаря включал 30 дней, названия месяцев отражали явления природы и сельскохозяйственные работы, проводимые в это время; вместо недель были введены декады, последний день декады посвящался отдыху. В конце года добавлялись пять (в високосном году -- шесть) добавочных дней (так называемые санкюлотиды). Начало года каждый раз определялось точным астрономическим вычислением -- он начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Високосные годы в связи с этим наступали то через четыре, то через пять лет.

Месяц. В зависимости от календарной системы, месяцы могут быть лунными (что можно видеть даже из этимологии этого слова) или солнечными. В русских источниках наибольшее распространение получили юлианские названия месяцев, которые используются и поныне. Трактовка происхождения этих месяцев восходит к средневековым западно-европейским хронологическим трактатам. Согласно ей, название месяца январь происходит от имени бога открытых дверей Януса, февраля -- от слова «februm» -- очищение, в этом месяце у римлян полагалось проводить обряды очищения и поклонения мертвым, марта -- от имени бога Марса, апреля -- от слова «aperire» --- раскрывать, мая -- от имени богини Майи, июня -- от имени Юноны. Два месяца в году названы в честь римских императоров: июль (в честь Юлия Цезаря) и август (в честь императора Октавиана Августа). Остальные месяцы сохранили наименования, указывающие на их номер в году, начинающемся от марта: сентябрь -- септембер (седьмой от марта), октябрь -- восьмой и т. д.

Неделя. Деление месяцев на семидневные отрезки времени пришло из Древнего Вавилона и связано с изменением фаз Луны: так как лунный месяц составляет 29,53 суток, люди наблюдали 4 фазы (четверти) Луны на небе, каждая из которых длилась примерно 7 дней. Кроме того, число 7 у многих древних народов почиталось священным.

Сутки. Что касается суток, то следует иметь в виду разницу между такими понятиями, как «звездные сутки» и «солнечные сутки». В астрономии время отсчитывается звездными сутками (под которыми понимается время обращения Земли вокруг своей оси или период времени, протекающий между двумя последовательными положениями одной и той же звезды, в определенной точке) и звездными годами (период времени, в который Солнце приходит снова в ту же точку неба). Солнечные сутки -- период времени между двумя последовательными

положениями Солнца в определенной точке (то есть между двумя последовательными одинаковыми положениями Солнца относительно

горизонта). Сутки в этих двух системах измерения времени разные по величине -- солнечные сутки приблизительно на 4 минуты больше звездных; звездных суток в году на единицу больше. Кроме того, истинные солнечные сутки имеют разную величину, поэтому в расчет принимаются средние солнечные сутки.

Виды летосчисления и точек отсчета

Разница в начальной точке отсчета является одной из самых сложных проблем исторической хронологии. Сложность связана с наличием большого количество эр, использовавшихся в древности и в средневековье. Под термином эра подразумевается вся совокупность годов в той или иной системе летосчисления. Понятие восходит к лат. аега -- число или является аббревиатурой первых букв фразы: «ab exordio regni Augusti» (от начала царствования Августа). Большие трудности вызывает установление эпохи (начала отсчета) эр, используемых многими античными и средневековыми авторами. Трудности вызваны, прежде всего, тем, что это начало отсчета приходится высчитывать по косвенным данным -- по указаниям на другие эры, на события или астрономические явления, имеющие достаточно точную хронологическую привязку, по перечням правителей и т. д. В случае, если эти косвенные данные неточны или не дают достаточной информации, точка отсчета является «плавающей». Противоречия имеются как в расчетах Библии, на которых основаны многие средневековые расчеты древней хронологии, так и в небиблейских источниках (списки царей, диадохов и императоров).

В древности отсчет времени велся по царствованиям (Египет), по времени правления консулов (Рим), т. е. счет лет не был сплошным. Не прерывный отсчет времени от точно определенного момента в прошлом, например, от времени правления какого-либо царя (использовавшаяся древнегреческим астрономом Клавдием Птолемеем эра вавилонского царя Набонассара -- с 26 февраля 747 г. до н. э., эра Селевкидов -- с 1 октября 312 г. до Р. X, эра Диоклетиана -- с 29 августа 284 г. н. э.), или от какого-либо памятного события (использовавшаяся преимущественно западноевропейскими историками эра от основания Рима -- с 21 апреля 754 г. до н. э. или первых Олимпийских игр -- считается с 1 июля 776 г. до н. э.), начал применяться позднее. В эллинистическое время почти в каждом городе и государстве существовала своя эра: например, боспорская эра -- на территории Боспорского государства -- счет по ней ведется с осени 297 г. до н.э., эра Суллы в городах Малой Азии -- с 85 г. до н. э., эра девы, использовавшаяся в Херсонесе, -- с 25 г. н. э. Большое количество эр ведут отсчет от религиозных событий -- сотворения мира, рождения Иисуса Христа, бегства пророка Мохаммеда в Медину (16 июля 622 г. н. э.) и др.

В христианский период истории, помимо получившей в конечном итоге наибольшее распространение эры от Рождества Христова, или эры Дионисия Малого, более всего использовался отсчет от сотворения мира (С. М.). Точка отсчета определялась по-разному, и это стало причиной того, что известно где-то около двухсот различных эр от сотворения мира, согласно которым от сотворения мира до Рождества Христова прошло от 6984 до 3483 лет. Эра от сотворения мира использовалась в России вплоть до 1700 г. (затем -- у старообрядцев) и постоянно фигурирует в изданиях, напечатанных церковнославянским шрифтом.

Эры от сотворения мира, возникшие в христианский период истории, созданы в большинстве своем с опорой на расчеты библейской хронологии.

1. Между С. М. и Р. X. насчитывается 5500 лет. В основу этого мнения легло истолкование слов Псалтири, 89.4: 6 дней творения приравнивались к 6000 лет, а 7 день знаменовал 1000-летнее царство, за которым наступит конец мира. Впервые эра в 5500 лет была использована, по-видимому, «отцом христианской хронографии» Секстом Юлием Африканом, жившим в начале III в., автором хроники, сохранившейся в небольших отрывках. Африкан вел свой отсчет времени от сотворения Адама. При этом он придерживался мнения, что сотворение мира имело место 22 марта, Воплощение Христово (Благовещение) -- в 5501 г. (1г. До Р. X.), 22 или 25 марта; проповедь Иисуса Христа длилась 1 год, и распятие произошло через 5531 полный год от Адама, в 5532 г. (Воскресение -- 25 марта того же года). Воззрение на 5500 год как на период между С. М. и Р. X. поддерживалось, например, св. Ипполитом, пресвитером римским (по разным данным, Р. X. было отнесено Ипполитом или к 5500, или к 5502 г. от СМ.).

2. Александрийская эра известна в двух разновидностях. Первая из них -- это эра, названная по имени александрийского монаха Панодора (начало VB. Н. Э.), она насчитывает 5493 года от С. М. до Р. X. 1-й г. по Р. X., по Панодору, -- 5494 год по С. М. Сотворение мира, по Панодору, имело место 19 марта, воскресение -- 22 марта 5527 г. Современник Панодора Анниан, автор одного из первых 532-лет- них пасхальных циклов, составил эру, скомбинировав, по выражению Н. В. Степанова, идеи Африкана и Панодора. Он воспользовался александрийским календарем. 1 -й г. от С. М., по Анниану, начался в 5492 г. до Р. X. по эре Дионисия, сотворение мира и начало года -- 25 марта. Однако, по Анниану, от С. М. до Р. X. протекло полных 5500 лет. Воплощение, по Анниану, имело место в начале 5501 г. или 25 марта 9 г. по Р. X. эры Дионисия. Распятие -- 23 марта 5533 (42 г. по эре Дионисия), воскресение -- 25 марта 5534 г. (42 г. по эре Дионисия). Воскресение Христово Анниан, руководствуясь соображениями расчета пасхалии и не принимая во внимание историческую несообразность даты, относил к 5534 г. своей эры, или 42 г. по Р. X. Таким образом, следует иметь в виду, что хотя Анниан придерживался мнения, что между С. М. и Р. X. прошло 5500 лет, однако при переводе его вычислений на эру от Р. X. (Дионисиеву эру, о которой см. ниже) цифра получается другая, а именно 5492 года. Последующие хронологи, придерживавшиеся александрийского календаря, принимали за эпоху эры Анниана 29 августа 5493 г. (Кирилл Скифопольский), а позднее -- 1 сентября 5493 г. Эры Анниана держались Максим исповедник (640 г.), Синкелл (810 г.), Феофан (не позже 815 г.).

3. Византийская («ката рюцаютл;») эра возникла преимущественно из хронологических соображений, путем модификации цифры 5500 благодаря прибавке в 8 лет год от С. М. по эре в 5508 лет, разделенный на 15, дает в остатке индикт (см. о нем ниже), важный элемент византийского летосчисления. Кроме того, первый год от сотворения мира по византийской эре -- это первый год цикла 28-летнего круга Солнца (образованного юлианской системой високосов), 19-летнего круга Луны и 15-летнего цикла индикта. Формирование византийской (константинопольской) эры также может быть разделено на два этапа.

1) Ранневизантийская эра. Возникновение ее относят к периоду правления императора Констанция, к 353 г.: эра считается с 5510/5509 г.

до н. э. и создана в расчете на то, что Рождение Христа относится к 753 г. по счету от основания Рима. По ранневизантийской эре сотворение мира -- 21 марта, Воплощение (Благовещение) -- 21 или 25 марта 5507 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5540 (31 г. н.э.).

2) Не позднее VI в. возникла византийская эра, исчисляемая с 5509/5508 г. до н. э., Рождение Христа, согласно ей, приходится на 754 г. От основания Рима. Воплощение, согласно этой эре, -- 25 марта 5506 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5539 г. (31 г. н. э.) Эта эра применялась долгое время наряду с другими эрами от сотворения мира, окончательно же она победила в Византии в середине IX в., использовалась как официальная при дворе византийских императоров и попала в Древнюю Русь, где и употреблялась до конца XVII в. Начало года по ней отсчитывается с 1 сентября.

хронология календарь месяц христианство

История хронологии как системы знаний, возникшей из наблюдений за небесными явлениями, восходит к глубокой древности, к цивилизациям Древнего Египта и Вавилона, следы же первых календарных систем восходят еще к палеолиту. Знания о свойствах времени были особенно необходимы в земледельческих цивилизациях, при проведении сельскохозяйственных работ. Некоторые хронологические системы, созданные за века человеческой истории, стремились как можно точнее отразить астрономическую смену времен года, другие, как, например, система юлианского календаря, благодаря использованию ее в системе церковного летосчисления, приобрели достаточно статичный вид и, несмотря на все увеличивающуюся неточность, существовали в более или менее неизменном виде многие сотни лет.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.

Список использованной литературы

1.Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1975.

2.Дьяконов И. М. Откуда мы знаем, когда это было // Наука и жизнь, № 5, 1986, с. 66-74.

3.Ермолаев И. П. Историческая хронология. -- Казань: Изд-во Казанского университета, 1980.

4.Климишин И. А. Календарь и хронология. -- М.: «Наука», 1981.

5.Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов. -- Изд. 2-е, исправ. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 160 с. -- 4000 экз. -- ISBN 5-7567-0293-8. (обл.) (1-е изд. -- 1967)

6.Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970

7.Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. -- Свердловск, 1971.

8.Черепнин Л. В. Русская хронология, М., 1944.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные типы наиболее распространенных календарных систем (лунная, лунно-солнечная, солнечная), принципы их построения. Особенности счета времени в древних государствах. Характеристика юлианского и григорианского календарей. Проекты Всемирного календаря.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Использование старого календаря. Летосчисление от сотворения мира. Указ Петра I. Введение летосчисления от Рождества Христова. Празднование Нового года 1-го января. Народные гулянья, празднование дворянством и государем. Праздничные выступления войска.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Условия избрания и начало правления Е.Т. Гайдара, его особенности и характерные черты. Основные реформы, проведенные Гайдаром за недолгий период правления, теоретический аспект их проведения. События, которыми запомнились 9 месяцев правления Гайдара.

    реферат , добавлен 21.02.2009

    Эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания в исторической науке. Классификация исторических источников и определение времени их возникновения. Предмет исторической хронологии. Методика и техника исторического исследования.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2009

    Как вычислялась дата. Христианская эра от "сотворения мира". Соотношение между числом "дней творения мира" и продолжительностью его существования. Перевод дат византийского сентябрьского года на славянский мартовский, Нашей эры в дату Византийской эры.

    презентация , добавлен 12.12.2013

    2036-2037 – социальные потрясения в России и Украине. 2183 – начало 266-летней эпохи индивидуализма. 2254-2287 – начало в Украине духовной революции планетарного масштаба; создание духовного учения, которое определит приоритеты развития человечества.

    научная работа , добавлен 23.02.2007

    Общая характеристика немецкой исторической школы. Формирование исторической школы. Основные этапы и их представители. Взгляды Туган-Барановского. Методологические особенности исторической школы Германии.

    реферат , добавлен 14.12.2003

    Функции и особенности исторического знания, отличающие его от других способов познания. Проблема соотношения эмпирического и теоретического в исторической науке, форм исторической рациональности, закономерностей развертывающегося процесса истории.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2015

    Вторая мировая война: хронология от начала германо-польской войны до победы над фашизмом. История наступлений и обороны, договора между войсками союзников. Действия в Европе, Азии, Америке. Фронты сражений и планы Гитлера, поэтапная победа над фашизмом.

    книга , добавлен 05.03.2009

    Нартский эпос: мифоэпическое наследие и наиболее значительный памятник духовной культуры народов Северного Кавказа, их творческого гения. Картина сотворения мира в религии нартского эпоса. Пантеон Богов Нартиады, его функциональная карта и иерархия.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково. Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно, руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До указа Петра I (от 20 декабря 1699) на территории России имело хождение византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова. Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя, соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и 13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же "дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в 1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году, так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь" 4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300 г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!.. Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в 45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660 г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора... Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год... Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с 622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой эры... Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех календарях... (ВЧ) -