Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро жалкое наследство восприятие. Умру я скоро. Жалкое наследство…

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро жалкое наследство восприятие. Умру я скоро. Жалкое наследство…

содержимое:

Творчество Некрасова относится в основном к 50-70 годам 19 века. Главным вопросом в жизни общества того времени был вопрос о положении народа, его судьбе. Этот вопрос занимает центральное место в поэтическом мире Некрасова. Стихи Некрасова посвящены раздумьям, переживаниям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родине. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря его умению относиться к страданиям людей, как к своим собственным, переживать несчастье человека, как свое. Восприимчивость к чужому горю, чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ — все это предопределило особенности лирики Некрасова. Наглядный пример тому — стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. «.

Стихотворение написано в 1867 году, оно получило характер итогового творения. В сущности, это образец некрасовской исповеди. Чувства и переживания поэта за народ, за людей стали причиной его чувства вины. Мнимые заблуждения и ошибки вызывали в Некрасове желание исповедаться, покаяться. Стихотворение содержит в себе основные мотивы творчества поэта — боль, горечь, спасительную иронию. Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего с помощью словесного материала: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой» и другие строки стихотворения характеризуют мрачный и грустный настрой поэта. В общую атмосферу уныния вливается появляющийся в стихотворении мотив одиночества: «Давно я одинок. «, — говорит лирический герой.

Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое. Герой вместе с поэтом окидывает мысленным взором всю свою прошедшую жизнь. Мало что в этой жизни согревало его страдающее сердце:

Вначале шел я с дружною семъею, По еде они, друзья мои, теперь. —

Говорит лирический герой, и в образе его мы видим потерянность, неприкаянность страдающей личности. Создается ощущение, что лирический герой страдает от непонимания и стремится... бы

Печально звучат строки:

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она.

В этих строках — трагический надрыв поэта, его тоска о несовершенном. «За каплю крови, общую с народом. » — эти строки показывают, насколько требователен был к себе Некрасов, они же отрицают предыдущую печаль. Не могут слова истинно народного поэта не дойти до народа, никогда не будет он забыт.

Именно любовь к родной стороне в некрасовских стихах можно назвать светлой нотой.

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. » пронизано грустью и тоской о судьбе родной стороны. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте стихотворения четыре раза. Поэт молит о прощении у страны, для которой, по его мнению, сделано не все возможное:

Прости меня, о родина! прости.

В этой поэтической строчке звучит небывалый накал чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом автора. Поэт открыто признается, в чем видел свою вину:

Я к цели шел колеблющимся шагом Я для нее не жертвовал собой.

Итак, стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. » — это исповедь поэта. Некрасов считает, что не все успел, что мог, и это его печалит, заставляет его душу наполниться страданием. Стихотворение трагично, это печальное признание своей вины за несделанное. Некрасов очень глубоко воспринимал вопрос о значении поэта и его поэзии, и он считал, что не все сделал, как нужно. Он «не жертвовал собой» и это его — ошибка. Но с таким утверждением нельзя согласиться. Некрасов — народный поэт — своей лирикой вызвал сочувствие к людям, он показал народную жизнь без прикрас и идеализации, в чем его несомненная заслуга перед современниками и потомками. В его лирике мы видим цельный образ страдающей России, в каждом из героев его стихотворения встают перед нами несчастные, страдающие люди.

Стихотворение "Умру я скоро" написано в 1867, оно было последнее в жизни Некрасова.

Мнимые чувства, возникшие у поэта, формируют чувство вины, что просматривается между строк стихотворения. Если быть точнее, то "Умру я скоро" является исповедью поэта за все, что он сделал не так, как требуют заповеди.

Взглянув глазами героя, можно выделить, что он, как и автор, вспоминает всю прожитую жизнь. Когда он говорит про свою семью, сразу ощущается чувство растерянности. Также в строчках Некрасов просит о пощаде у родины.

Для того, чтобы увеличить воздействие, в области эстетики, автор применяет изобретательские средства. А для того, чтобы понять раскаяние души, можно понять при помощи используемых фраз таких как: " робкая тишина", " звук неверный" и многие другие.

Выбранный способ передачи чувств, а именно многосоюзие, служит следствием плавности всего вокруг происходящего. С их помощью, мы ощущаем как горько и тоскливо на душе Николая. Но не стоит забывать и о рифме, которая придаёт стихотворению мелодичность и в какой-то мере выразительность.

Также Некрасов использует междометия, дабы передать все черты характера главного героя произведения и подчёркивает великолепие великого языка.

Данное стихотворение, автор написал одному неизвестному другу, который прислал Николаю собственное стихотворение "Не может быть". А как оказалось, этим неизвестным другом оказалась поэтесса Мартынова (девичья фамилия Павлова). В своём стихотворении она попыталась отогнать всю клевету от Некрасова, которую создавали его завистники.

С моей точки зрения, Некрасов своим стихотворением пытался показать всем, что он не имел какой-то собственной выгоды. Он хотел, чтобы каждый, кто читает его произведения, представлял современный мир и пытался спасти его.

По плану. С цитатами.

Картинка к стихотворению Умру я скоро

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Родной язык

    Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более

  • Анализ стихотворения Цветаевой Молитва по плану

    Многие поэты обладают неким даром предвиденья, они уже с ранних пор ощущали, что ждет их в дальнейшей жизни, и в большинстве случаев это были труднейшие испытания. Таким же чувством обладала русская поэтесса Марина Цветаева, которая

  • Анализ стихотворения Полонского Дорога 9 класс

    Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.

  • Анализ стихотворения Некрасова Блажен незлобивый поэт

    Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов

Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
отворение «Не может быть»

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?..

И малый труд в заслугу мне сочти!

Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П., Павлова Ольга, Павлова О., П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — « «, « «, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

Стихотворение «Умру я скоро» было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.

Литературное направление и жанр

Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения - элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.

Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги - трудно не сфальшивить.

В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.

Тема стихотворения – покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.

Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.

Тропы и образы

Для лирического героя мерило успешной жизни – заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнёта рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным , муза его угрюмой . Упоминаемая в этой части долгая буря , сломившая героя, - метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.

Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил . Он ни в ком не имел опоры , друзья постигнуты жестоким жребием , одни прешли земной предел , перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.

Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутны е блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).

Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом – главным, как он считал, его достоянием.

Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения - пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Творчество Некрасова - одна из самых заметных вех в русской литературе XIX века. В то время особо насущной была проблема отмены в стране рабства и изменения крепостнических порядков. Некрасов первым в литературе заговорил с народом на народном языке, он старался привлечь внимание общественности к проблемам крестьянства, указать на то унижение, которое испытывает большая часть российского народа при существующих порядках. «Я лиру посвятил народу своему», - напишет Некрасов впоследствии, и эта фраза наилучшим образом характеризует его творчество.
Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...» - одно из поздних произведений Некрасова.
В нем он подводит итог своей творческой деятельности, оценивает то, что им было сделано. Известный литературовед Ю. Н. Тынянов считал, что стихотворение Некрасова навеяно стихотворением Беранже «Adieu» («Прощание»), известным русскому читателю в переводах В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Так это или нет, но Некрасов создал оригинальное произведение, в котором говорил именно о России и о своем собственном творчестве.
По своей форме стихотворение является поэтическим завещанием, которое, однако, часто переходит в исповедь, так как автор говорит не о материальном, а о духовном наследии, которое остается после него.
Стихотворение разделено на три части, каждая из которых представляет собой отдельное композиционное целое. Объединены они тем, что в конце каждой из них автор просит прощения у своей родины.
В первой части лирический герой сетует на то, что его творческое наследие «жалкое», на то, что он «мало знал свободных вдохновений». Но он объясняет это тем, что детство провел «под гнетом роковым», а «молодость - в мучительной борьбе». На нем «года гнетущих впечатлений оставили неизгладимый след», он встретил на своем пути множество преград. Однако, несмотря на то, что он обычный человек, со своими слабостями и недостатками, лирический герой просит прощения за то, что, вероятно, мог бы сделать гораздо больше. Заслугой своей он считает «каплю крови, общую с народом», и «малый труд», который все же был им произведен ради общего блага. «Капля крови, общая с народом» будет повторяться в качестве рефрена во всех трех частях.
Во второй части поэт поднимает такую важную проблему, как независимость поэтического вдохновения. Извечный вопрос о том, как следует относиться к власть имущим, чем зарабатывать на жизнь, - всегда был предметом обсуждения в литературе. Знаменитое пушкинское «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» переосмысливается Некрасовым по-иному. Его «рукописи» всегда охотно печатали журналы, он был едва ли не самым популярным поэтом современности. Однако Некрасова в первую очередь интересует, насколько правдив он был в своих произведениях. Он признает, что иногда заблуждался, но все же это не было преднамеренным корыстным деянием:
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука...
Однако это поэт объясняет теми трудностями, что пришлось ему встретить на жизненном пути. Большую часть жизни он был одинок, постоянно терял друзей, «ни в ком опоры не имел», «встречал врагов все больше на пути». Заканчивается часть рефреном:
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!..
В третьей части Некрасов говорит о центральной, сквозной идее своего творчества:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
Своей целью поэт считает то, что он должен был «достучаться» до сознания простого народа и «бросить хоть единый луч» на путь, которым его ведет Бог. Однако вместе с этим он признает, что слишком любил жизнь с ее «минутными благами», был прикован к ней «привычкой и средой», к цели двигался «колеблющимся шагом» и не жертвовал собой ради этой цели. Поэтому «песня» до народа не дошла, пролетев «бесследно». В ней сказалась лишь любовь к родной стране, которую поэт на протяжении всей жизни хранил в своей душе.
Стихотворение поднимает традиционную для русской литературы тему о предназначении поэта и поэзии. Тем не менее оно существенно отличается от темы «пророка», идущую еще от Пушкина. Дело в том, что облик поэта всегда двойственен. С одной стороны, это вдохновенный оракул, который должен «глаголом жечь сердца людей», исполняя тем самым свое высокое предназначение, но с другой - обыкновенный человек, который должен жить не среди горних высей, но среди людей, не наделенных поэтическим даром (а подчас и никаким даром вовсе). И это самое трудное испытание - не поддаться соблазну, не разменять золото таланта «на медяки». Пророк силен и могуч, он исполнен волей Божьей. Но это идеальный образ. Человек же слаб, грешен и падок на соблазны. Поэтому в реальной жизни вряд ли отыщется тот, кто не совершал поступков, за которые ему впоследствии было бы стыдно. Стихотворение Некрасова принадлежит именно человеку. Его лирический герой - это не пророк, но человек, который пытается по неровному жизненному пути нести возложенную на него судьбой миссию. Миссия эта тяжела, человек спотыкается, падает по пути, часть из того, что он должен был донести, расплескивается, пропадает даром. И именно за это Некрасов просит прощения у родной страны и ее народа.
Итак, в стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство...» высказал свои идеи о предназначении поэта и поэзии. Он по-новому осветил эту традиционную для русской литературы тему. Построив произведение как
поэтическое завещание и введя в него элементы исповеди, он сумел показать двойственную природу поэта - с одной стороны, пророка, а с другой - обыкновенного человека с его слабостями и недостатками. Это придало дополнительный драматизм традиционной теме, ввело в нее новый эмоциональный элемент.
Творчество Некрасова оказало огромное влияние на развитие русской литературы, породив целую поэтическую школу.