Экстраверсия: что это за черта личности и как она характеризуется. Психотипы — интроверт, экстраверт, амбиверт. Черты характера и поведение

Экстраверсия: что это за черта личности и как она характеризуется. Психотипы — интроверт, экстраверт, амбиверт. Черты характера и поведение

Экстраверсия/интроверсия. Введение.

Те, кто всерьёз решил разобраться в соционике, задают множество вопросов, связанных с определением базовых соционических понятий. Одним из таких базовых понятий, является признак "экстраверсия/интроверсия”. Это понятие впервые было введено К. Юнгом. По Юнгу интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал и другие понятия:

Либидо;
- личностная установка;
- направление движения энергии;
- ведущая мотивация;
- сознательная ориентация.

Однако, помимо Юнга, есть ещё трактовка "интроверсии-экстраверсии" по Леонгарду и Айзенку, не говоря о других, близких по содержанию понятий, таких как "Локус контроля"; "Внутренняя и внешняя референция".

Такая многозначность трактовок, приводит к возникновению множества вопросов. Например:

- Как отличить погруженного в себя интроверта от погруженного в себя экстраверта?

Чем они будут отличаться снаружи (каковы будут различия в реакциях на внешние раздражители, на попытки вытащить их из этого состояния, различия в действиях, поступках в этом состоянии)? И чем - внутри? Что ощущает и, возможно, как себе эти состояния объясняет интроверт, и как - экстраверт? Чем принципиально отличаются эти состояния, если у двоих имеют одинаковую длительность?

Чем отличаются состояния погруженности в себя у интуита-интроверта и интуита-экстраверта?

Как проявляется податливость интровертов внешнему воздействию? За счет чего и каким образом?

Чем ведомый и внушаемый экстраверт отличается от интроверта? В чем принципиальная разница между ведомостью и интровертным откликом на внешние обстоятельства?

Как «поддается»\реагирует интроверт, и как - экстраверт? Как они себя при этом проявляют и что ощущают внутри?

Если экстраверт находится в положении, где ничем не влияет на внешние обстоятельства, в чем проявляется его самоощущение, как влияющего?

Как проявляется соционическое «самосознание» у активно влияющего на физический мир интроверта? Как он себя ощущает и как объясняет себе формулу своего взаимодействия с миром?

Как не перепутать застенчивого, бездеятельного и замкнутого экстраверта с интровертом? И как - общительного и уверенного в себе интроверта с экстравертом?

Может ли, например, на какой-нибудь вечеринке \ каком-нибудь собрании интроверт подойти познакомиться первым? Чем его подход будет отличаться от экстравертного?

И если там же экстраверт жмется по углам, отводит глаза от встречных взглядов и старается быть как можно более не заметным, то как определить, что он все же экстраверт?

Как застенчивость проявляется у интроверта и как - у экстраверта?

Чем будут различаться вдумчивый экстраверт от вдумчивого интроверта?

Как интроверт и экстраверт различаются внешне (жесты, мимика, глаза, скорость речи)?

Есть ли разница в скорости интровертного усвоения новой информации и экстравертного?

Где граница между личным темпераментом \ характером и вертностью?

Поэтому, не смотря на множество литературных источников по вопросу о природе и способах определения интро и экстроверсии, он, на данный момент, остаётся достаточно актуальным. В нашей работе мы коснемся определения этого понятия в трактовке различных авторов, дадим ответы на поставленные вопросы, а также, расскажем о методиках, с помощью которых можно исследовать личность на интро или экстроверсию.

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по исследуемым феноменам;

Описать определения исследуемых феноменов;

Раскрыть их специфику;

Описать методики исследования интро и эктроверсии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО И ЭКСТРАВЕРСИИ

"Западный человек, похоже, в большей степени экстравертирован, восточный же, наоборот - скорее интроверт. Первый видит смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе самом. Но смысл существует как извне, так и внутри нас" . К. Юнг

Экстравертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом вовне, на окружающий мир и людей в нем.
Интровертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом на внутренний мир.

Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения диаметрально противоположных типов личности. Термины эти образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интро" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Слово «экстраверт» означает «развернутый наружу», а «интроверт» значит «развернутый внутрь». И именно эта «развернутость», или направленность, будет тем вектором, который определяет его отношение к жизни, проявления и поведение в общении с другими людьми.

Экстраверт предпочитает информацию от Мира. Он больше доверяет независимым источникам.
Интроверт предпочитает информацию от себя самого. Он больше доверяет своему мнению.

Экстраверт наполняет сознание внешней информацией, интроверт, напротив, старается защитить сознание от внешней информации.

Что значит защитить и что значит наполнить?

Для экстравертов главным фактором, определяющим направленность психики и ее реакций, является внешний мир, социальная жизнь. Для них характерно поведение, в котором проявляется стремление к взаимодействию с внешнем миром, обмену информацией, эмоциями и впечатлениями. Экстраверт стремится к вниманию со стороны окружающих. Он ожидает реакции от внешнего мира. Он воздействует на него, используя самые разные средства самовыражения.

Для интроверта же характерно поведение, связанное с погружением в свой внутренний мир, наблюдениями за своим внутренним миром и размышлениями. Для него характерно уединение, самоанализ и тщательное углубление в изучаемый предмет. Он не так жаден до внимания со стороны. Получив свою порцию впечатлений от внешнего мира, он уединяется, чтобы их переварить. Он ищет уединения для того, чтобы осмыслить происходящее. У него не так выражена необходимость во внешней оценке. Ему комфортнее самостоятельно прийти к своим выводам.

Теперь мы остановимся более подробно на разных трактовках данного признака и начнём мы с Юнга, который и ввел данный термин.

Согласно теории Юнга, интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально разными способами психологической адаптации.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально отличных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение ".

Юнг указывает на две стратегии поведения: энергосберегающую-интровертную и энергоотдающую-экстравертную.

Экстраверт воспринимает себя через окружающий мир. Интроверт воспринимает окружающий мир через себя.

Движение энергии у интроверта осуществляется по направлению к внутреннему миру. У экстраверта, наоборот, движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру.

Для интроверта свои собственные субъективные мысли и переживания изначально более значимы, чем внешние оценки. Он склонен к самодостаточности в оценке своей жизнедеятельности.
Для экстраверта мнения других людей, общепринятые знания изначально более значимы, чем его собственное мнение. Он склонен оценивать свою жизнедеятельность глазами окружающих.

Согласно мнению Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено разной.
Юнг уточняет, что речь идёт не о типе вообще, а об экстраверсии или интроверсии доминантной (программной) функции. Подчиненная функция при этом обретает интровертную установку. Так человек с доминирующей экстравертной функций, ориентированный на объективную реальность, факты, получаемые из внешнего мира, в своем восприятии опирается на мир внешний, но взаимодействует с ним пользуясь своей вспомогательной, интровертной функцией.
При разных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизнии. То есть в разные периоды жизни человек может себя ощущать более и менее экстра- или интровертированным. Тем не менее, одна из функций обязательно является преобладающей, а остальные - подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и нельзя быть одновеременно и энергосберегающим и энергоотдающим. Какая-то из установок обязательно будет доминировать в сознании.

Следующая известная трактовка этого признака принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду.

Леонгард даёт ему следующее определение: экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая.

Леонгард делает такой вывод, опираясь на свою терапевтическую практику. Он отмечает, что проблемы экстраверта лежат в области внешнего мира. Экстраверт тут выступает как тот, кто не способен игнорировать мнение о нем других людей. Экстраверт становится буквально зависимым от внешней оценки. Он ждёт одобрения, признания. Проблемы интроверта, напротив, лежат в области его собственных ощущений и представлений. Его страхи не имеют прямого отношения к тому, в каком положении он находится. Он больше руководствуется своим собственным мнением, видением и позицией.

По Леонгарду, экстраверт остаётся человеком внешне ориентированным, а интроверт - внутренне ориентированным. Что же касается оценки волевых качеств, то тут, видимо, речь идёт о формах патологии, поскольку Леонгард, будучи психиатром, работал с очень проблемными пациентами.

Юнг, имеющий дело с душевнобольными, по этому вопросу говорил следующее: «Хорошо известно, что истерия и шизофрения представляют собой резкий контраст различного отношения больных к внешнему миру. Чувства, которые внешний мир вызывает в субъектах, страдающих истерией, превышают по своей интенсивности нормальный уровень, тогда как у больных, страдающих шизофренией, эти чувства не достигают его. Преувеличенная эмоциональность у одних и крайняя апатия у других - вот общая картина, которая рисуется нам при сравнении этих двух болезней. В личных отношениях это различие сказывается в том, что мы поддерживаем душевную связь с нашими истеричными больными, чего не бывает с больными шизофренией.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и интроверсия. Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет

Финальную точку в вопросе природы экстравертной и интровертной установки, ставит австралийский психолог Айзенк.

Г. Айзенк делает прорыв в понимании природы экстравертной и интровертной установки. Он проводит серию электроэнцефалографических исследований, в которых доказывает, что интро/экстраверсия генетически детерминированы, тесно связанной с уровнями корковой активации. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

По Айзенку, экстраверты характеризуются медленно развивающимся и слабым возбуждением и быстро развивающимся, сильным и медленно затухающим реактивным торможением. Интроверты имеют противоположные характеристики. Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести их активацию за оптимальные границы. Вследствие этого интроверты, по сравнению с экстравертами, предпочитают более низкую интенсивность стимуляции.

Если подытожить вышесказанное, то можно сделать следующий вывод: интоверт - тот, кто не нуждается в излишней сенсорной стимуляция, а экстраверт, тот, кто нуждается.

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает. И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание. Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Психологи с самого начала становления этой науки пытались классифицировать особенности личности человека по определенным критериям. Одной из таких классификаций является который опирается на особенности нервной системы индивидуума. Швейцарский психолог Карл Юнг предложил иную модель, основанную на движении психической энергии. С этой точки зрения были выделены 2 личностные установки:

  • экстраверсия;
  • интроверсия.

Природа подобного явления

Под установкой сознания подразумевают отношение к объектам или миру. Интроверсия и экстраверсия — это психологические способы адаптации человека к окружающему его миру, при этом эти две установки свойственны не только человеку. Согласно Юнгу, все в природе разделено на 2 группы. Особенности первой - в высокой скорости воспроизводства, которая сопровождается низкой продолжительностью жизни индивида и слабыми защитными способностями. Вторая группа представляет собой индивидов с самообеспечением в плане самосохранения, но от этого страдает уровень плодовитости. Здесь не так сложно понять, что экстраверсия — это первый тип поведения в природе, суть которого в размножении и рассеивании своей энергии во все стороны, а интроверсия — второй, здесь индивид обороняет себя от любых воздействий извне, затрачивая при этом минимум энергии.

Интерес экстравертов направляется во внешний мир. В роли объекта при этом выступают другие люди и предметы. Таким образом проявляется так называемая внешняя реальность. Для интровертов интерес представляет их внутренний мир - внутренняя реальность.

Характеристика экстравертов

Зная основы психологии, можно четко разграничить черты, присущие тому или иному типу личности. Для экстраверта истинно следующее:

  • жизнь вращается вокруг внешних объектов;
  • ценность объектов, с которыми общается такой человек, повышается;
  • наращивание объектных отношений;
  • люди для него пусты, являясь лишь объектом наблюдения;
  • так как ценность людей для экстраверта низка, то он сам пытается ее повысить;
  • несмотря на заряд энергии, экстраверты быстро устают. В силу высоких затрат энергии на общение, они предпочитают отдых в одиночестве.

Характеристика интровертов

В свою очередь, интроверта можно охарактеризовать следующими чертами:

  • абстрагирование от объекта, то есть отвлекание либидо от него;
  • движение направленно во внутренний мир, подальше от реального;
  • людей воспринимает личностно;
  • зачастую объекты для интроверта являются враждебными;
  • ценность объектов для такого человека высока, поэтому он пытается понизить их ценность, дабы не привязываться к ним;
  • если интроверта не втягивают в активный процесс коммуникации, то интроверт прекрасно себя чувствует в шумных компаниях.

Внутренние мотивы

Согласно Юнгу, экстраверсия — это чистосердечность, подвижность, уживчивость человека с другими, легкая приспосабливаемость к ситуации. Натура с данным типом личности быстро создает социальные связи и привязанности, при этом легко отбрасывая дурные предчувствия и опасения. В незнакомой ситуации экстраверт легко предпринимает рисковые начинания.

Интроверсия же характеризуется рефлективной, колеблющейся натурой, стремящейся к уединению. Такому индивиду свойственно сохранять себя, удаляясь от объектов и почти всегда находясь в оборонительной позиции.

Движущей силой для восприятия, суждений и действий экстраверта являются внешние факторы. Тогда как интроверт является полной противоположностью такой природе вещей. В глазах экстраверта, человек с иным типом личности является скучным и легко предсказуемым, портящим удовольствие всем остальным. В то же время интроверт, который стремится быть самодостаточным, воспринимает людей с противоположным типом психологической установки как капризных, поверхностных бездельников, которые постоянно пытаются привлечь к себе внимание любыми возможными способами.

Исследование экстраверсии и интроверсии

Психолог Ганс Айзенк вывел закономерность, согласно которой модель личности может характеризоваться двумя факторами: личностной установкой (экстраверсия/интроверсия) и устойчивостью. Такая система позволяет достаточно точно определить тип и его направленность. При этом экстраверсия/интроверсия может быть разложена на 8 различных моделей.

О личностных установках мы рассказали немного выше, поэтому не будем останавливаться на них еще раз. Гораздо интереснее в этом плане является показатель нейротизма. Как утверждал Айзенк, темперамент во многом зависит именно от стабильности человека. Так, при высоком нейротизме человек отличается неуравновешенностью психических процессов, нестабильностью эмоций и лабильностью вегетативной нервной системы. Индивид с таким типом личности является легковозбудимым, с характерной изменчивостью настроения, мнительностью, медлительностью и нерешительностью. На противоположном полюсе нейротизма располагается с эмоциональной стабильностью, уравновешенностью и решительностью.

Темперамент

Шкала интроверсии-экстраверсии и нестабильности-стабильности является независимой и биполярной. То есть вполне возможно встретить интроверта и экстраверта как с высокими показателями нейротизма, так и с низкими. Черты характера индивидов в этом случае будут сильно отличатся. Большинство людей имеют характеристики, расположенные вокруг центра шкалы Айзенка. Сильная удаленность к полюсам свидетельствует об отклонении от среднего значения и, таким образом, выраженности личностных свойств.

При согласовании данной шкалы с четырьмя типами темперамента можно вывести прямую зависимость. Так, при движении по горизонтальной оси слева направо увеличивается экстраверсия — это отражает уровень открытости человека. По вертикальной оси снизу верх можно увидеть уменьшение стабильности.

Согласно Айзенку темпераменты можно описать так:

  • холерик — нестабильный, экстравертированный;
  • сангвиник — стабильный, экстравертированный;
  • меланхолик — нестабильный, интровертированный;
  • флегматик — стабильный, интровертированный.

Интроверсия-экстраверсия - тест

Для того чтобы точно определить тип психологической установки индивида, необходимо обратиться к психологу, который на базе нескольких тестов сможет максимально точно определить его. Для быстрой проверки можно воспользоваться различными опросниками, доступными в сети Интернет или тематической литературе. Они позволяют навскидку оценить личностные качества и направленность индивидуума.

Но стоит понимать, что точность таких тестов может быть ограниченна в виду достаточной сложности определения психотипов. Ведь экстраверсия — это не всегда полностью открытой Существует достаточное количество «ступенек» психологической установки. Таким образом, вполне реально встретить интроверта, который отличается общительностью и открытостью и, наоборот, закрытого экстраверта.

Вывод

Но как бы там ни было, тест на экстраверсию позволит определить слабые и сильные стороны индивидуума. Это в первую очередь касается степени возбудимости, которая напрямую влияет на скорость восприятия и обучения. Знание позволяет более правильно подобрать род деятельности и профессию, а также помогает избежать конфликтов при общении с индивидом абсолютно противоположного типа.

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.

Интроверсия - экстраверсия

Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная (см. ). Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интроверсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевая устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений экстраверсии - интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия - не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их неправомерно противопоставлять как «мыслящий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватная интерпретация требует участия и аффективных, и познавательных механизмов. В отечественной психологии проявления экстраверсии - интроверсии рассматриваются как свойства темперамента - как динамические, а не содержательные характеристики процессов психических, служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интроверсия - экстраверсия

    - ЭКСТРАВЕРСИЯ (с. 286) - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

Человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.

В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик. В современной психологии проводятся многочисленные исследования с целью установить связь этих личностных качеств с особенностями психических (в частности, познавательных) процессов, выяснить соотношение значений интроверсии - экстраверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и т.п.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "интроверсия - экстраверсия" в других словарях:

    интроверсия - сущ., кол во синонимов: 3 замкнутость (21) интровертированность (3) … Словарь синонимов

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от лат. introver sus обращенный во внутрь) англ. introversion; нем. Introversion. По К. Г. Юнгу свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на… … Энциклопедия социологии

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от англ. introversion). Свойство личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабильность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. К комплексу черт… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интроверсия - интровертированный интроверт Обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. См также эксграверсия. Тематики сексология Синонимы интровертированныйинтроверт … Справочник технического переводчика

    Интроверсия - (от лат. intro движение внутрь и verto обращать, поворачивать) свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно обращенность внутрь. Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного … Словарь по педагогической психологии

    интроверсия - introversija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmenybės savybė, pasireiškianti didesniu dėmesiu sau negu aplinkai ir praktinei veiklai. kilmė lot. intro –į vidų + verto – suku, kreipiu atitikmenys: angl. introversion vok.… … Sporto terminų žodynas

    интроверсия - интров ерсия, и … Русский орфографический словарь

    интроверсия - (1 ж), Р., Д., Пр. интрове/рсии; мн. интрове/рсии, Р. интрове/рсий … Орфографический словарь русского языка

    ИНТРОВЕРСИЯ - Обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, нормальная характеристика, многие чувствуют, что крайние формы… … Толковый словарь по психологии