САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ
Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.
О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:
Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)
Синтаксическая роль (чем является в предложении)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(В грамматике предметом считается всё, чему наше сознание способно приписать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это качества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто способное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предметности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существительными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - предметы в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)
Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.
2.Постоянные признаки:
1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или
нарицательное (все остальные)
3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.
4) существительные имеют три рода:
мужской женский средний
он (мой) она (моя) оно (моё)
Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:
1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)
2) по падежам:
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. | кто? что? | друг, книга | друзья, книги |
Р. | кого? чего? | друга, книги | друзей, книг |
Д. | кому? чему? | другу, книге | друзьям, книгам |
В. | кого? что? | друга, книгу | друзей, книги |
Т.. | кем? чем? | другом, книгой | друзьями, книгами |
П. | о ком? о чём? | о друге, о книге | о друзьях, о книгах |
3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.
1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.
Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.
2.Постоянные признаки:
1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):
качественные | относительные | притяжательные |
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. | 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. | 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов |
Непостоянные признаки:
1. род (мужской, женский, средний),
2. число (единственное, множественное)
3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное
3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.
1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?
2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных
сравнительная | превосходная | ||
простая (из одного слова) | составная (из двух слов) | простая (из одного слова) | составная (из двух слов) |
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) | с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) | образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее | составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий |
1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?
2. Постоянные признаки: 1 ) вид
совершенный несовершенный
(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)
2) переходность глаголов:
3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)
смеяться, улыбаться.
невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)
4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)
–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.
глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.
Помни: брить, стелить → к І спр.
Непостоянные признаки: 1) наклонение:
2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)
настоящее (что делаю? что делают?)
прошедшее (что делал? что сделал?)
3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)
4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.
шла шёл шло
5)число (ед.ч. или мн.ч.)
Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются
сказуемым.
Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом
предложения.
Образец морфологического разбора глагола:
Давно я так не смеялся.
1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?
Н. ф.: смеяться.
2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.
Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.
3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.
Личные:безличные
Он не читает ему не читается (не читалось)
Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти
Река шумит в ушах шумит
Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками
Начнет холодать
7
1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?
Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки
2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)
Разряд | Местоимения (в И.п.) | Как изменяются |
Личные | я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо | По падежам, числам |
Возвратные | Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . | По падежам |
Вопросительные | Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? | По падежам |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) | По падежам |
Неопределённые | Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо | По падежам |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего | По падежам |
Притяжательные | Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? | По числам, родам, падежам |
Указательные | Этот, тот, такой, столько, таков | По числам, родам, падежам |
Определительные | Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый | По числам, родам, падежам |
2) лицо НЕ ДЛЯ
3) род ВСЕХ
Непостоянные признаки:
1) падеж (кроме: каков, таков)
2) род у местоимений указывающих
3) лицо на признак.
3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.
Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.
Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.
Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящиков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.
Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.
Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.
1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)
2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.
Непост. пр.: падеж
3.Синт. роль: любым членом предложения
Правописание числительных
1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )
2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).
(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).
401 четыреста один (2 цифры 2 слова).
от 500 до 900
4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы
(кроме л).
NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая
(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:
С гласной (пол-арбуза )
С прописной (пол-Европы )
Л (пол - лимона ).
Числительные | Особенности склонения |
1. 1,2,3,4. | Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. |
2. от 5 до 20+30 | Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . |
3. 40,90,100. | 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. |
4. 50-80 200-900 | склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. |
5. 1000 | Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. |
6. 1000000 1000 000000 | миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. |
7. составные числительные | Склоняются все части по своему образцу. |
8. порядковые числительные | Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. |
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 | И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П. |
1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней
В предложении наречие бывает чаще всего:
1. обстоятельством
2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )
3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .
Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.
Дефис пишется:
1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,
по- осеннему
2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски
3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.
4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.
5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь
ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:
бок о бок, точь-в-точь.
Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.
1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.
Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).
2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.
обозначает признак, который обозначает признак, который
создается действием самого создается у одного предмета
предмета (летящий самолет, действием другово предмета.
упавший мяч).
2)вид (совершенный, несовершенный).
3)время (настоящее, прошедшее).
4)возвратное или невозвратное.
Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).
3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).
Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).
Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).
Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).
Свекла из огорода - самая полезная (определение ).
Мама-кулинар
умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг
умеет выслушать и утешить
(приложение
).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения
:
Мама , мне нужна твоя помощь!
1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные
- вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки
и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр
и др.
Конкретные
- имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь
. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные
- это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва
и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?
Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.
Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:
В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.
Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:
1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания
определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять
члены предложения;
2) развивать языковое мышление, зрительную память;
3) воспитывать культуру речи.
Оборудование: компьютер, проектор.
Все этапы урока отражены в презентации (Приложение) .
Ход урока
I. Орфоэпический тренинг:
красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.
– Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.
II. Орфографический тренинг:
III. Работа по теме урока.
– Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:
– Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.
– Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).
Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?
(Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)
– Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в
тетрадь.
– Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
– Охарактеризуйте данные предложения?
– Какие члены предложения выражены именем существительные?
IV. Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”
По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи.
1-й ряд – схема № 1.
2-й ряд – схема № 2.
3-й ряд – схема № 3.
Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)
V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.
Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.
Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.
А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.
Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.
Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.
Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.
– Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)
Текст №.1.
– Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного
Какой это способ образования слов?
– Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний
род).
– Найдите устаревшее слово (полтинник).
Текст № 2.
– Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.
– Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)
– Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)
Текст № 3
– Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
– Какое значение имеет этот суффикс?
Текст № 4.
– Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
– Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
– Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность,
подвижность, проницательность.)
Текст № 5.
– Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль,
синь).
– От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).
VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).
Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.
VII. Итоги урока.
– Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?
IX. Домашнее задание : §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Тема Роль существительного в предложении.
Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.
Ожидаемые результаты:
А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;
Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;
С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;
Ход урока.
1 . УЧИТЕЛЬ:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Начинается урок.
1.2 «Шкатулка пожеланий»
Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..
1.3 Начинаем наш урок
Он пойдет вам в впрок
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать
Всем работать отвечать.
ученики
Казахстан, ты - Родина моя!
Здесь люди все как одна семья.
Казахстан, ты могуч и высок,
Пусть струится твой водный исток!
Казахстан, ты красив и богат,
Твоим достижениям каждый здесь рад!
Казахстан – ты Родина-мать,
Мы будем беречь тебя и защищать!
Казахстан, как красива твоя природа
И в горах ископаемых очень много,
По реке-Иртышу плывут корабли,
И нефть добывают с зари до зари.
В твоём поднебесье Орёл парит,
И с солнца лучом душа говорит.
С народами всеми мы мирно живём
И песни о жизни и счастье поём.
Как символ достатка всем твой Байтерек!
Пусть будет здесь счастлив любой Человек!
Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?
Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.
1.Внимательно прочитайте задания.
2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
3.Работайте дружно.
4.Уважайте мнение товарищей.
1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)
Ученик.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Будь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей
Давайте вспомним их, друзья!
Задание.
- Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
Человек без Родины, что соловей без леса
Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине
- Дайте объяснение пословицам.
- Что значит для вас Родина?
-какой частью речи оно является?
-какую роль оно играет?
-Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).
А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить
Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:
Переход через реку - ….?
Дикий лесной зверь, любит мед - …?
Знак вычитания - … ?
Подземная железная дорога - …?
Диван, стул, кровать – одним словом - …?
Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?
Вопрос учителя:
Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.
Словарное слово: МОГУЧИЙ
Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)
Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.
Некогда в тридевятом царстве,
В дружном школьном государстве
Жил-был славный мудрый царь,
Справедливый государь.
Долго он страною правил,
Всех он учиться заставил.
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
И во все страны концы
Были посланы гонцы:
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в той стране жить.
Прибежал один гонец.
Что я видел, царь-отец!
Много знаний в царстве есть,
И чудес на нем не счесть.
Русский дети обожают,
С интересом изучают!
Тут вбежал другой ганец.
Батюшка, наш царь-отец!
Подтвердить бы это рад,
Да беда пришла в наш град.
Ученик объявился,
Он учиться разленился.
Ваней мальчика зовут.
Что с ним делать, не поймут.
Царь подумал и сказал…
Будем Ване помогать.
Продолжаем наш путь. Город…………
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.
Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я...(существительное).
Задание. Составить кластер на тему «Существительное»
Молодцы! Вы справились с заданием.
Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.
Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.
Что за путаница слов?
Перепутано все вновь!
Предлагаю срочно вам
Все расставить по местам.
Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.
Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.
Город, городом-садом, веков, охраны, каток
Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.
Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам
В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.
Водопад, мир, путь, гостей
Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
Обстоятельство
На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы
-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?
Астана предлагает нам задание.
Стихотворение.(читает ученик)
Не сразу всё устроилось,
Текст не сразу строился
Сначала возникли звуки,
Потом появились слова.
Мы свяжем слова по смыслу,
Добавим побольше мысли.
Превратим наше творение
В предложения,
А затем в текст.
Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)
Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.
Казахстан – страна процветания.
Астана – город мечты.
ЭКСПО 2017 – выставка технологий
Стихотворение о ЭКСПО
Энергия будущего всем нам нужна,
Для нас и для всех поколений.
Чтоб развивалась наша страна,
И не прошли даром ученых стремления.
Проведение EXPO в нашей стране,
Событие важное, громкое.
Энергию в ветре, в солнце, в воде,
Должны использовать строго мы.
От форума этого зависит немало,
И энергия, и экология.
Похоже, время такое настало,
Что меняться надобно опытом.
Долг молодежи нашей и детей,
Приумножить знания предков.
Чтоб цвет наших полей и степей,
Оставалось зеленых оттенков!
Рефлексия.
- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Спасибо вам, ребята, за работу.