Тютчев еще земли печален вид анализ. Фёдор Иванович Тютчев. «Еще земли печален вид…

Тютчев еще земли печален вид анализ. Фёдор Иванович Тютчев. «Еще земли печален вид…

Произведения русских классиков можно считать достоянием целой страны. По сей день они радуют любителей чтения своим творчеством, заставляют задуматься, учат чему-то и просто делают мир лучше. С ранних лет родители должны научить ребенка любить литературу. Она улучшает воображение, повышает словарный запас и готовит его к предстоящей жизни. Через книги мы можем попадать в другой мир и познавать его особенности.

Стихотворения Тютчева достойны особого уважения. В своих трудах он философствует и рассказывает о своих глубоких мыслях, которые отражают сущность связей человека и всего вокруг.

Краткая биография автора

Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.

Одно из лучших

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева стал возможен лишь после смерти автора. Именно тогда оно было опубликовано и стало доступно для читателей. Нет точной даты написания, но только в 1876 году его смог увидеть мир. Это через три года после смерти поэта. В своем произведении он описывает через чувства и переживания состояние природы. Для него они едины и сплетаются в одно целое. Ощущения и пейзажи очень символичны. В них отражается истинное содержание души человека, то, что скрывают самые дальние уголки внутреннего мира. И природа точно так же. Она живая, это ясно любому, но чем это выражается и как именно сопоставляется с человеком? Идея стихотворения «Еще земли печален вид» заключается в том, чтобы дать четкий, развернутый ответ на данный вопрос.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Раскрытие идеи

Порой люди начинают забывать о единстве живых существ в этом мире. Тем более что природа с раннего развития человечества была кормилицей и спасительницей для нас. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает увидеть борьбу между весной и зимой. Это два близких местами, но таких отличающихся друг от друга сезона, рассказы о которых могут быть очень противоречивы. Поэт говорит «редеющий сон» о белой покровительнице трех месяцев. Она должна уйти и передать господство более теплому и цветущему времени, которое еще еле чувствуется. Природа и человек радуются весне. Они будто бы вновь рождаются, прилетают птицы, растут цветы. Это как начало новой жизни, переход на ступень выше к лету, которое окружено особой любовью. Наступает период мечтаний, романтики. Душа пробуждается от зимнего сна и готовится к новым эмоциональным скачкам, которые начнут внезапно появляться по воле природы. Это и бесконечные дожди, и яркое солнце, обжигающее тело. Такие разные явления способны повлиять на состояние и настроение.

Средства выразительности

Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.

Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения "Еще земли печален вид" Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.

Фёдор Иванович Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Кратко анализ стих-я "Еще земли печален вид"

  1. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЕЩЕ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД" ТЮТЧЕВА

    Стихотворение, "Еще земли печален вид", написанное в жанре этюда-зарисовки,
    поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает
    свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души
    в пейзажной лирике.
    Тема этого произведения приход весны. Этого радостного события для всех
    без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное
    время года:
    А воздух уж весною дышит
    Еще природа не проснулась
    Но сквозь редеющего сна
    Весну послышала она,
    И ей невольно улыбнулась

    В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:

    И мертвый в поле стебль колышет,
    И елей ветви шевелит
    Здесь создается странный контраст слов мертвый колышет,
    он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны
    с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает
    противопоставление в начале стихотворения:
    Еще земли печален вид,
    А воздух уж весною дышит
    Композиционно стихотворение разделено на две части.
    Первая описание природы. А во второй части
    описание состояние души человека:
    Душа, душа, спала и ты
    Но что же вдруг тебя волнует,
    Твой сон ласкает и целует
    И золотит твои мечты?...
    Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства,
    и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:
    Но сквозь редеющего сна,
    Весна послышала она,
    И ей невольно улыбнулась
    .
    Душа, душа, спала и ты.
    Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого.
    Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:
    А воздух уж весною дышит
    Главная идея стихотворения душа и природа очень похожи,
    они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны,
    оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое.
    Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут
    в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом.
    Образ души очень тонко проработан писателем и описывается
    через риторические вопросы и явления природы:
    Твой сон ласкает и целует
    И золотит твои мечты?
    Блестят и тают глыбы снега,
    Блестит лазурь, играет кровь
    Или весенняя то нега?...
    Или то женская любовь?...
    Частые риторические вопросы во второй части стихотворения
    притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи
    в голове читателя, настраивая его на философский лад или
    заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает
    картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее.
    Для создания более полного и красочного образа весны автор
    использует олицетворение (воздух дышит, еще природа не проснулась,
    послышала она и ей улыбнулась), эпитеты (редеющего сна,
    весенняя нега, женская любовь, мертвый стебль), метафоры
    (золотит твои мечты, играет кровь).
    Стихотворение Тютчева Еще земли печален вид имеет яркую
    самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта.
    Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство
    было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь
    широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только
    в лирике Тютчева.

Еще земли печален вид Тютчев анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Еще земли печален вид..." представляет собой яркий образец ранней лирики Ф. И. Тютчева. Оно написано в 1836 г., но впервые было издано лишь спустя 40 лет.

2. Жанр произведения - пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения - сопоставление человеческой души с природными явлениями. относился к природе не просто с любовью, он считал ее живым организмом, стоящим наравне с человеком. В первой части произведения поэт описывает первые признаки наступающей весны.

Явных изменений в природе пока еще нет: "земли печален вид". О долгих суровых морозах напоминает "мертвый в поле стебль". Однако спящая до сих пор природа уже начинает волшебное преображение. Об этом свидетельствует неуловимое дыхание весны, разлитое в свежем воздухе.

Человек с чуткой и отзывчивой душой способен разглядеть невольную улыбку природы, с которой она встречает долгожданную гостью. От описания пейзажа автор переходит к прямым аналогиям с человеческой душой, которая также периодически впадает в долгую "спячку". Человек настолько связан с природой, что под влиянием "весенней неги" у него неизбежно просыпаются волшебные мечты и надежды. К тому же весна традиционно считается временем любви и расцвета всех жизненных сил.

Тютчев ставит в один ряд природные явления ("тают глыбы снега") и человеческие ощущения ("играет кровь"). Благодаря этому достигается полное единение человека с окружающим миром.

4. Композиция . Стихотворение по смыслу четко делится на две части. Первая целиком посвящена описанию пейзажа. Во второй части автор напрямую обращается к человеческой душе.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб. В первых трех четверостишиях рифмовка опоясывающая, в последнем - перекрестная.

6. Выразительные средства . Главным средством художественной выразительности в стихотворении является сравнение (весны с душой человека). В первой части последние признаки уходящей зимы противопоставляются первым проявлениям весны. Эпитетов немного, но они очень выразительны: "мертвый... стебль", "редеющий сон".

Авторскую мысль подкрепляют олицетворения: "природа... не проснулась", "послышала", "улыбнулась". Большое значение имеют риторические вопросы в конце произведения. Они подчеркивают, что человек часто даже не осознает зависимость своего настроения и общего состояния от природы.

7. Основная мысль автора заключается в том, что человек всегда должен стараться жить в полной гармонии с природой. Связь душевного состояния с природными явлениями настолько очевидна, что ее просто глупо отрицать. Самым ярким доказательством является весеннее преображение.

Животный и растительный мир естественным образом начинает новый жизненный цикл. Человеку же свойственно предаваться ненужным философским размышлениям. Вместо этого достаточно просто признать, что весна, как и любовь, полностью преображает внутренний мир человека, дает небывалый толчок для развития всех его жизненных сил.